«Душа обязана трудиться»
Передачи:
  1. Кто такой человек? Живой мир и живой человек. Жизнь человека и цель его жизни.
  2. Возможности интеллекта человека. Срок жизни, пути ее продления. Суть проблемы человека как личность.
  3. Что такое разум? Как он функционирует? Мысль, где она рождается? Как функционирует механизм мышление? Кто такой дурак?
  4. Продолжение темы
    "Что такое разум и как он функционирует".
    Далее начало темы
    "О дарах Божьих"
  5. Продолжение темы о "Дарах Божьих"
  6. В чем суть порождения, рождения, возрождения, и преображения человека.
  7. Понятия о душе, разуме, их устройство и функционирование. Высший разум, его возможности и общение человека с ним.

К оглавлению


Примечание: для воспроизведения передачи в формате Real Media нужна соответствующая программа. Скачать её можно, нажав здесь.
Человековедение ::: Цикл передач «Душа обязана трудиться»

  Понятия о душе, разуме, их устройство и функционирование. Высший разум, его возможности и общение человека с ним

Передача №7 от 5 апреля 2000 года.

Понятия о душе, разуме, их устройство и функционирование. Высший разум, его возможности и общение человека с ним.

Передача в видео формате Real Media (4.76 Мб)

Текст передачи в формате html

Геннадий Глаголев:
Мы продолжаем цикл бесед по теме "Душа обязана трудиться" и как всегда в нашей студии Валентин Владимирович Карелин и Анатолий Павлович Смирнов, а также я, Геннадий Глаголев.

Валентин Владимирович, сегодняшняя тема нашей беседы это "понятие о душе, разуме, их устройство и функционирование. А также Высший разум, его возможности и общение человека с ним".

Валентин Владимирович:
О душе мы очень много говорим: душа, духовность, духовный мир, восток говорит - тонкий мир… Это как бы вот существует некий мир, какой-то загадочный, фантастический, к нему пытаются подойти путем отказа от каких-то материальных благ, отказа от пищи…

Геннадий Глаголев:
Аскетизм.

Валентин Владимирович:
Да, вот этот аскетизм, уход куда-то от людей… А на самом деле всё оказывается значительно проще. Если посмотреть, почитать Библию, то там в начале родился человек, и он сначала появился в духовном мире. И там сказано "стал человек душою живою". Так вот что это такое - "душа живая"? Трудность опять, вот как мы говорим, заключается в том, что духовный мир невидим, и поэтому невидимая душа. Но как только сказано о том, что родилась душа, родилась она от Бога Отца, тогда душа становится кем? Сыном.

Анатолий Павлович:
И Бог то тоже невидим.

Валентин Владимирович:
И Бог тоже, конечно.

И тогда душа становится сыном. Или после того как произошло разделение: из ребра взята женщина. Появилось как бы две души, душа мужчины, в данном случае это была душа мужа, и душа жены. И там же появляется такое слово, как "жизнь". И вот это слово "жизнь" имеет отношение к духовному миру, пребывание души в духовном мире. Вот мы говорим - жизнь одна, мы правильно говорим, а вот здесь существует бытие, т.е. это поселение души в материальный мир.

В Библии употреблена такая фраза "человек должен стать домостроителем". Если правильнее, то "домостраивателем", т.е. в материальное тело строить душу и разум. Получается, что хозяйкой нашего материального тела является душа, она же является сыном или дочерью Бога.

Теперь после Ноевого Потопа от рода Ноя, от сыновей его пошли роды. И получилось так, что как бы души принадлежат родам. Дальше наступает воплощение, т.е. является во плоти, а плоть это на самом деле тело души, и вот во плоти является душа.

Анатолий Павлович:
Т.е. это немного другой смысл, нежели тот, которому мы до сих пор привыкли.

Валентин Владимирович:
а, мы как раз и путаем эти понятия - плоть и тело, называя тело плотью и т.д. И в Евангелии от Филиппа есть такая фраза: имена или термины даны нам для обмана, и мы не понимаем то, что прочно, а понимаем то, что не прочно. Что такое прочно? Это истинно. А понимаем то, что не прочно, т.е. не истинно. И вот здесь то как раз и происходит эта путаница.

Хозяйкой дома является душа.

Анатолий Павлович:
Простите, вот то, что говорится о прочности и не прочности на самом деле речь идет о том, что является основой, прочное - это основа, а то, что не прочное - это наслоение, это временное и не имеет отношения к основе.

Валентин Владимирович:
Да, временное. И фактически происходит не рождение человека, а порождение, которое включает в себя соединение двух семян, мужского и женского, в материальном мире, и туда же поселяется вот эта душа с разумом.

И вот вместе с телом начинает расти душа, как главная живая сущность человека.

Теперь если вернуться к тому, о чем мы говорили - зерно знает, как ему вырасти, принимая определенную форму, и в конечном итоге отплодоносить, т.е. в самом зерне заложен разум. То теперь можно предположить, что вот этот то разум заложен и в человеческой душе.

Анатолий Павлович:
Т.е. вот это знание есть прерогатива души.

Валентин Владимирович:
Да.

Геннадий Глаголев:
Вот скажите, если вы считаете, что душа растет, но в таком случае она личностная?

Валентин Владимирович:
Она… Тут не правильно я сказал "растет". Она не растет, она развивается. Она вместе с телом развивается.

И здесь появляется такое слово, вот появился ребеночек, его нужно воспитывать. А что такое воспитание? Это восстановление питания. Тело же без питания не будет же расти, верно? Надо же его кормить, питать.

Геннадий Глаголев:
Тело - да.

Валентин Владимирович:
Тело питаем, и это мы делаем с успехом. А душу чем надо питать? Знаниями. Какими знаниями? Надо помочь вспомнить этой душе, какие у нее находятся знания. И вот когда, допустим, дети ходят за нами и спрашивают "почему, почему, почему", то на самом деле они задают вопрос "почему так". Т.е. они помнят, они видят… т.е. они были уже в этом мире, но по-другому там было.

Анатолий Павлович:
Валентин Владимирович, Вы сейчас очень интересную вещь сказали. Я помню в немецком языке глагол "воспитывать" - sich anziehen - вытягивать. Т.е. воспитание есть вытягивание из человека собственной памяти.

Валентин Владимирович:
Правильно. Вот это и есть. Так как, допустим, у растений в предназначении, когда были созданы вот эти все растения, с семенами и т.д., там им было определено - плодиться и размножаться, и всему живому миру также. А человек имеет предназначение дважды плодиться и размножаться, т.е. в материальном мире...

Анатолий Павлович:
И в духовном.

Валентин Владимирович:
И в духовном, в разуме. И у человека должно родиться два типа детей: дети материальные - это всё получается без нашего участия, верно? Т.е. соединили мужское семя с женским и пошел процесс, мы как бы и не вмешиваемся в него. Но второе предназначение у человека - это отплодоносить своими делами. Т.е. реализовать знания, отплодоносить знаниями, которые заложены в нас.

И тогда мы возвращаемся к душе. Вот мы говорим - зрение, слух, осязание и т.д. Оказалось фактически, что глаза не видят, уши не слышат, осязание - это действительно не осязание. Это формируются только определенные сигналы, которые передаются в разум. А разум всё видит, разум ощущает и т.д.

Анатолий Павлович:
Т.е. сенсорные органы…

Валентин Владимирович:
Да. Мозг аккумулирует эти сигналы и передает их в разум. И вот дальше разум уже знает.

А дальше, мы как говорим, человек чувствует. А вот это чувствование передается в душу. Если я, допустим, что-то вижу, к примеру, я вижу препятствие какое-то.

Анатолий Павлович:
Т.е. я создал образы этого видения в сознании с помощью разума.

Валентин Владимирович:
Да.

Геннадий Глаголев:
Есть учения, которые говорят, что картина мира, которую мы видим - она ложная.

Анатолий Павлович:
Да, мы видим мир таким, каким представляем. Разум создал его в себе.

Валентин Владимирович:
Да, можно так сказать. Если, допустим, мое тело сейчас хочет встать, то мне как бы разум подсказывает: ты встать не можешь, тебе стол будет мешать. Т.е. я должен сначала стул отодвинуть, а потом встать. И вот получается, что фактически разум всем управляет. А мозг - это как одна из субстанций вот этого человека.

Из трех - главный разум, вторая - душа, которая всё чувствует, а третье - материальное тело, которое является наполнителем.

Анатолий Павлович:
Компьютер как бы…

Валентин Владимирович:
Да, робот какой-то. Внешний вид, так сказать, наш.

Как, допустим, если проектируется какой-то робот, то у него вид какой-то абракадабры. Чтобы такого вида не было, одевается в какой-то эстетический кожух. Вот точно также наше тело выполняет эти функции.

И вот, если мы представим себе футболиста, который забил гол, глаза увидели, передали в разум - попал в сетку. А затем из разума идут две команды, в душу - душа начинает радоваться, ликовать, т.е. там существует весь эмоциональный аппарат. А тело начинает прыгать, натягивать футболку, танцевать и т.д.

Итак, душа это наш чувственный аппарат. С другой стороны есть понятие, когда разум вырабатывает какую-то мысль не от себя, а получил откуда-то свыше. Ну какое-то предупреждение. И мы говорим, что возникает тревога внутри. Т.е. какое-то предупреждение, будет несчастье, еще чего-то такое.

Анатолий Павлович:
Т.е. то, чего мы не знаем.

Валентин Владимирович:
Да. И мы называем, смотрите как - тревога. Что такое "тревога"? Три вести от Бога. Куда? В разум, разум тут же сообщает в душу, мы начинаем чувствовать, какое-то не комфортное состояние у нас, и в материальное тело.

Анатолий Павлович:
Сенсорный аппарат.

Валентин Владимирович:
Да. А тело начинает в этом случае плакать, слезы лить, принимать соответствующее выражение и т.д. Здесь вот как бы тоже есть подтверждение того, что это всё в духовном мире.

Теперь сегодня можно уже говорить о том… мы как бы уже сделали, описали модель, но в такой передаче, конечно, сложно говорить. Но в принципе существуют в душе некие центры, которые настроены. Вот мы говорим "настроение". Они настроены на определенное количество, как мы говорим, черт. Но на самом деле это не "черты", а нечто другое, можно сказать - линия поведения. Причем есть скрытые, невидимые, а есть открытые, видимые. Вот, допустим, честность. Это не видимое. А, допустим, грубость? Это видимое. И вот существует таких 10 положительных видимых и 10 отрицательный видимых. И существует также 10 положительный невидимых и 10 отрицательных невидимых. И вот когда из разума приходит какая-то команда определенная, то она как раз и воздействует на определенные вот эти как бы черты. Ну, можно представить себе в виде каких-то объемов, в которых находится как бы некий эфир

Анатолий Павлович:
Т.е. настрой определенный.

Валентин Владимирович:
Да. И вот у каждого человечка они настроены определенным образом. От чего это зависит? А это опять зависит от вида разума. Вернее от его разумности, от наполнения той же чаши разума. И вот фактически это и есть как бы суть нашей души. Т.е. весь эмоциональный аппарат содержится в душе, и он управляется разумом.

Человек уже приходит с этим настроем. В зависимости… ну, мы еще будем говорить, там еще влияют определенным образом духовные наказания, и если, допустим, у человека есть эти наказания, то у него как бы больше проявляются отрицательные черты, видимые и невидимые. Если, допустим, человек более разумен, то у него уже эти отрицательные реже проявляются. Вот в этом состоит настрой человека.

Анатолий Павлович:
Т.е. проистекает некая коррекция на уровне души или разума.

Валентин Владимирович:
Нет. Это первоначально настроено, это Божественным образом настроено.

Анатолий Павлович:
Т.е. первоначальная конструкция.

Валентин Владимирович:
Да, но определяющим является сам разум.

Геннадий Глаголев:
Т.е. существует какая-то предопределенность. Это вот этой палитры и никак иначе. Изменить ее человек не может?

Валентин Владимирович:
В зависимости от изменения поведения по отношению к Божественной сущности. Т.е. получается таким образом, если человек имеет какие-то Божественные наказания, то на самом деле ему можно не ходит никуда, ни к экстрасенсам, ни к целителям, никуда не ходить. Ему нужно просто обратиться к Богу или к Отцу своей души, т.е. Кто его родил. И если он говорит: я возвращаюсь к Тебе, то тогда Он сразу производит перенастрой этой души. Убирает вот эти негативные, их как бы закрывает, они меньше начинают проявляться, и как мы говорим - человек становится мягче, добрее. Вот почему он становится то.

Итак, вот примерно таким образом устроена душа. Или это примерно тоже, что мы говорим - черта характера. Только не понятно, мы употребляем такое слово как черта, а где она проведена?

Анатолий Павлович:
Это как раз то настрой…

Валентин Владимирович:
Да, это фактически тот настрой.

И особенно в семьях, где много детей, то там родители очень хорошо видят, что души приходят совершенно разные и настроены по-разному. А почему настроены по разному? Потому что разное наполнение чаши разума.

Геннадий Глаголев:
Так, это касается собственно единой личности, души и разума одного человека, а теперь не менее интересная часть…

Валентин Владимирович:
Еще немножко о разуме… Мы уже говорили, что он имеет три раздела, а теперь… наш разум он не может быть просто вот так какой-то вот, создали его и вот он ни к чему не привязан и ни с чем не гармонирует. Так вот когда сотворили человека, когда сотворен был человек, сотворен он был по образу Божественному, иными словами образован также, как образован Божественный разум и он сделан из того же материала. И тогда оказались они совместимы. И что же тогда остается… В предназначении человека сказано, в начале Бытия сказано: человек должен быть владыкой в этом мире. А владычествовать мы можем только разумом.

Анатолий Павлович:
Опять разумом.

Валентин Владимирович:
Да. Но Он, Божественная сущность, говорит: "вам не надо иметь огромное количество этого разума, Я сделал так, что вы совмещены со Мной". И нам остается только в случае, если нужно принять какое-то решение, то нам нужно соединиться с этим Высшим Разумом.

Анатолий Павлович:
И спросить у Него.

Валентин Владимирович:
И спросить у Него. В ответ мы что получим? Весть. И дальше должны поступить соответственно вести.

Анатолий Павлович:
Совесть.

Валентин Владимирович:
Или по совести. Но с другой стороны у нас есть какая-то свобода действия. Какая? Вот мы идем по жизненному пути от перекрестка до перекрестка. Подошли к перекрестку, дальше нам нужно спросить, куда нам идти, направо, налево, прямо, куда? Получаем весть - иди направо. Пошли направо.

Геннадий Глаголев:
И вот как же человек должен спросить? Это я думаю, больше всего интересует наших зрителей.

Валентин Владимирович:
А спросить… как вот мы, допустим, разговариваем со своим отцом и матерью, как вот мы разговариваем? Мы просто обращаемся, даже имени не называем.

Геннадий Глаголев:
Да.

Валентин Владимирович:
Ну, для начала можно назвать имя и спросить: куда мне идти? Ну, представим себе, что наш отец, материальный отец живет где-то далеко. И вот мы к нему приехали навестить, на самом деле мы приехали за советом каким-то: вот как нам изменить жизненный путь или не менять… Мы приехали к нему и говорим, я хотел бы посоветоваться. Что он спрашивает? О чем. Правильно?

Геннадий Глаголев:
Да.

Валентин Владимирович:
Вот так мы и должны рассказать, что мы хотим то.

Анатолий Павлович:
И задать вопрос.

Валентин Владимирович:
Да. И мы единственное должны задать корректный вопрос. Мы же как, допустим, задаем вопрос: а будет ли у меня успех, если я пойду в эту фирму? Вот это некорректный вопрос. Почему? Потому что успех может быть финансовый, может быть экономический, может быть в имидже, может быть в перспективе какой-то, может быть для моих детей только будет… Поэтому нужно совершенно четко объяснить, в чем вопрос то. И тогда мы получаем вот этот ответ.

Геннадий Глаголев:
И еще раз, я представляю, что нас вот смотрят и людям интересно, всё-таки каким образом можно задать этот вопрос, такой детализированный, правильный, продуманный и корректный? Каким образом он получит ответ?

Анатолий Павлович:
Т.е. как человек должен сам настроен быть.

Геннадий Глаголев:
Да. Методика.

Анатолий Павлович:
Методика…

Валентин Владимирович:
Самое просто, могу вам сказать. Вечером, вы хотите, допустим, на завтра выяснить, чем же вам заниматься. Тогда вы как с отцом своим материальным, но только нужно с верой в это, естественно…

Анатолий Павлович:
С убежденностью.

Валентин Владимирович:
С убежденностью, что вы будете потом исполнять это. Вы должны рассказать: вот завтра я собираюсь сделать то-то, то-то; я хочу сделать это таким-то, таким-то образом; я думаю, что мне в моем этом деле будет мешать тот-то, тот-то, тот-то; а помогать мне будет тот-то, тот-то, тот-то. А дальше попросите: спусти мне в разум, как мне правильно поступить. И ложитесь спать. Утром встанете, будете знать.

Геннадий Глаголев:
Понятно.

Валентин Владимирович:
Или как у нас говорят: утро вечера мудренее.

Анатолий Павлович:
А не означает ли это по существу известное в народе: человек умеет спрашивать себя и чувствовать себя. Не означает ли это, что это и есть способность человека обращаться к Разуму Высшему, и утром этот ответ дает? Я на себе это часто наблюдал, я задаю всегда вопрос с вечера и всегда я утром иду готовый. Но я не знал, что я разговариваю с разумом.

Валентин Владимирович:
Да. Так вот дело в том, что пока мы не грамотные, Он допускает вот это. И вот тогда получается - я как сам себя спрашиваю. Он, как правило, нас поощряет, поощряет, но как только мы начинаем с Ним уже беседовать, начинаем ощущать уже Его приоритет, вот тут уже наступает настоящее общение.

Ведь смотрите, часто говорят - надо молиться, молиться. Ведь это тоже обращение. А что это такое? Умолять - это делать малым. Молитва - это я себя делаю малым, по сравнению с Ним, - Он большой. А мы как, допустим, обращаемся? "Я умоляю Тебя Господи, я умоляю Тебя, помоги мне в моих делах…"

Анатолий Павлович:
Мы умоляем Его.

Валентин Владимирович:
Да, тогда я Его делаю малым по сравнению с самим, большим. "А, вот ты тогда сперва разберись, кто из нас малый, кто большой, а потом обращайся".

Геннадий Глаголев:
Хорошо. Т.е. Вы предполагаете, что возможна не религиозная форма общения с Высшим Разумом, а форма такой светской беседы, как со своим собственным Отцом.

Валентин Владимирович:
Конечно. Он же Отец наш. Ну так и что, нужно с Ним общаться.

Геннадий Глаголев:
А зачем же Ему в таком случае, если Он всё знает, зачем Ему так подробно излагать обстоятельства своего дела?

Валентин Владимирович:
Да для того, чтобы вы научились. Вернее мы научились.

Геннадий Глаголев:
Он то знает…

Валентин Владимирович:
Он знает, конечно. И там, в Библии сказано: не будь многословен, потому что Он знает прежде, чем мы начали.… Так вот надо сперва создать культуру этого общения, что ты хочешь знать… Надо научиться корректно задавать вопросы, вот в чем дело. И вот если мы вот этому научимся, то мы потом научимся делать и следующий шаг. А следующий шаг, в девяти заповедях Иисус сказал - будь кротким. А кроткий - это что такое? Дальше я должен наблюдать, а созданы ли обстоятельства для исполнения моего дела. Я вот утром встал, знаю. А дальше смотрю, готовы обстоятельства или нет. Вижу - не готовы, тогда сижу - жду. Кротко жду. Кроткий не в том смысле, что вот я несчастный, бедный, вот какой-то по отношению к Богу ущербный, а я просто кротко жду. Почему? Потому что Он будет мне создавать обстоятельства, Он тоже будет спускать людям в разум - поступи так: сейчас вот он придет к тебе, ты согласись с ним. А он то до этого был не согласен. И вот я вижу, что обстоятельства еще не созданы, и я тогда жду. А потом смотрю - вот всё, созданы. Начинаю действовать. Вот тут вступает уже следующее: на Бога надейся, а сам не плошай.

Геннадий Глаголев:
У меня сомнение возникает: вот я излагаю Ему свои пожелания, понимаю, что тот человек, который не согласен, должен измениться, а Бог, зная все обстоятельства, что произойдет оттого, что тот согласиться, Он может мне и отказать. Потому что Он видит больше, чем я. И мое желание и согласие того моего оппонента, оно может привести к необычным каким-то последствиям, которые потом для меня же потом обернуться бедой.

Валентин Владимирович:
Вот на самом деле, всё намного проще. Мы начинаем, а что вот если… стоит или не стоит мне это делать… нет, пожалуй, не стоит, потому что это будет так, так, так… Это сложно. На самом деле всё проще. Если вам не надо, вы будете знать, что вам не надо. Вот и всё, какие проблемы дальше? Если надо, значит надо.

Геннадий Глаголев:
Человеку обычно кажется, что ему надо, он не видит последствий.

Валентин Владимирович:
Да. Тут нужна вера, без веры никак нельзя.

Конечно, нельзя начинать со сделки там в несколько миллионов, заключать мне эту сделку или не заключать? Вот здесь то, как раз и выявляется, что логика враг разума. Почему? Потому что вам сразу подбирается логика - вот так делай, как принято. А у вас будет подсказка - так не делай, или делай что-то такое необычное. И вот тут нужно набраться мужества и сделать.

Геннадий Глаголев:
Т.е. вообще ни каждый человек, наверное, понимает, человек разумный, что наяву у нас только верхушка этого айсберга, причинно-следственная, а что причинно-следственные связи тянутся далеко вглубь, т.е. на это вообще можно не обращать внимания.

Валентин Владимирович:
Я бы сказал так, что вот эту всю науку с причинно-следственными связями, надо ее просто выбросить.

Анатолий Павлович:
Но ведь иногда в честной игре выигрывает жулик.

Валентин Владимирович:
А жулик то как, он же сначала хочет, чтобы вы ему поверили, сначала поверили. На первом шаге поверили, а на втором он вас обманет. Почему? Потому что нас обмануть, как нечего делать. А вот когда мы начинаем общаться с Ним, то Он является вот этим фильтром, и в результате создается вот это фантастическое общество. Тогда каждый… я спрашиваю: с ним сотрудничать или нет? Он говорит - нет. Почему? Потому что он хочет меня обмануть. А с этим сотрудничать? Да, с этим сотрудничай. Я задумал обмануть своего партнера, я Ему говорю - ну скажи ему, чтобы он со мной сотрудничал. А Он ему скажет - не сотрудничай. И всё, исчезли обманы.

Геннадий Глаголев:
Т.е. высшая справедливость.

Валентин Владимирович:
Вот только тогда.

Геннадий Глаголев:
Понятно.

Ну, хорошо, Валентин Владимирович, мы на сегодня заканчиваем часть нашего цикла и до следующей встречи. Мы прощаемся с вами, всего доброго, до свидания.

Вверх страницы
Вернуться к оглавлению                            Предыдущая передача Вернуться к оглавлению