Человековедение ::: Журнал «Вестник», третий выпуск

Журнал «Вестник»

(третий выпуск)

Россия вспрянет ото сна?

А. К. Толстой в одном из своих писем писал: "Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне: Граф! Выбирайте народ, среди которого Вы хотите родиться! – я бы ответил ему: Ваше Величество, везде где Вам будет угодно, но только не в России...! И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов, мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии оттого, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!" Горькие слова А.К. Толстого перекликаются со словами Н.В. Гоголя: "Развитию России мешают дураки и плохие дороги". Лермонтов в своем известном стихотворении "Дума" открыто бросает вызов обществу:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда… 

Многие известные нам сегодня поэты и писатели ХVIII-ХIХ веков поднимали проблемы нравственности, проблемы человеческих отношений, а главное, проблему бесцельности существования русского человека! Если провести параллель между ХVIII и ХХI веками, то станет понятно, что в течение сотен лет ситуация не меняется, по прежнему остро стоит главный вопрос человечества: в чем смысл жизни? Почему люди медленно и верно превращаются в зверей? Можно ли что-нибудь изменить в том жестоком мире, что нас окружает?

Сегодня, в самом начале ХХI века наступил момент, когда ответы на эти и многие другие вопросы, волновавшие умы многих сотен тысяч людей, найдены! И где же, спросите Вы, находилась истина? В Библии – том Величайшем Научном труде, Инструкции для человечества, Автор которой жив, и жив будет вечно – это наш Создатель, Отец, Наставник Господь Бог. Прочитав и поняв суть Библии, по-новому видишь то, что излагалось известными людьми в течение столетий.

Так, о цели жизни, о поиске предназначения писал и Чернышевский в романе "Что делать?", и Лермонтов в "Герое нашего времени", и Пушкин в "Евгении Онегине" и многие гениальные сыны нашего Отечества. Вот, например, отрывки из "Евгения Онегина" где бесцельность существования главного героя, его тоска и отчаяние находят понимание в душах людей и по сей день:

Питая горьки размышления, 
Среди печальной их семьи, 
Онегин взором сожаленья 
Глядит на дымные струи 
И мыслит, грустью отуманен: 
Зачем я пулей в грудь не ранен? 
Зачем не хилый я старик, 
Как этот бедный откупщик? 
Зачем, как тульский заседатель, 
Я не лежу в параличе? 
Зачем не чувствую в плече 
Хоть ревматизма? – ах Создатель! 
Я молод, жизнь во мне крепка; 
Чего мне ждать? Тоска, тоска!.. 

Как получилось, что Онегин, молодой человек, вращающийся в светских кругах, имеющий приличное состояние, мечется по жизни в поиске своего "я" и не находит его? И если Александр Сергеевич Пушкин описывает это в своем романе, то, наверное, это должно иметь некий глобальный смысл, ту целесообразность, сопричастность к Божественному замыслу. Оказалось, что все произведения, находящие отклик в наших сердцах, все гениальные мысли, в них изложенные – продиктованы Господом Богом, и продиктованы для нас, блудных сыновей и дочерей!

Иными словами, человек, двигающийся по своему жизненному пути хаотично, без правил, без знания Божественных законов, рано или поздно натыкается на препятствия, болезни, потери, несчастные случаи и начинает задумываться: как и для чего я живу? Почему в нашем мире хорошо там, где нас нет?! Следуя известному правилу, что все знания нужно черпать из книг, он начинает читать, и, скорее всего, он выберет ту книгу, которая ему ближе по духу. Для кого-то это проза, для другого стихи, следующему сказки, но любая информация, содержащаяся в этих произведениях, это мысли – ответы, спущенные Господом тем писарям (писателям и поэтам, вестникам, пророкам, философам), которые были предназначены для того, чтобы просвещать русского человека, более того, это были люди, слышащие Божественный голос, способные задать вопрос и получить на него ответ.

К сожалению, многие из дошедших до сегодняшних дней произведений или откровений, проходили жесткую цензуру, поэтому, чтобы хоть что-то из услышанного дошло до читателей – информацию зашифровали, вуалировали. Тем не менее, многие из величайших писателей, поэтов все равно испытывали страдания и гонения в окружающем их мире, ибо власть никогда не бывает заинтересована в том, чтобы человек жил свободно, чтобы он был волен в принятии того или иного решении, чтобы он на все имел собственное мнение, и даже высказывал его в слух. Именно из-за цензуры, власти и притеснений талантливых людей так негативно высказывались о России, о ее рабстве и безволии, об этой страшной черте обывателя: плыть по течению – или быть таким как все! Вот строки из известного стихотворения А.К.Толстого "Против течения" (1867г.):

Други, вы слышите ль крик оглушительный: 
"Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли 
Вымыслы ваши в наш век положительный? 
Много ли вас остается, мечтатели? 
Сдайтеся натиску нового времени, 
Мир отрезвился, прошли увлечения – 
Где ж устоять вам, отжившему племени, 
Против течения?"

Други, не верьте! Все та же единая 
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная, 
Те же нас радуют звезды небесные! 
Правда все та же! Средь мрака ненастного 
Верьте чудесной звезде вдохновения, 
Дружно гребите, во имя прекрасного, 
Против течения!

Други, гребите! Напрасно хулители 
Мнят оскорбить нас своею гордынею – 
На берег вскоре мы, волн победители, 
Выйдем торжественно с нашей святынею! 
Верх над конечным возьмет бесконечное, 
Верою в наше святое значение 
Мы же возбудим течение встречное 
Против течения!

Пушкин отразил суть русского человека, затравленного властью, запуганного, потерявшего себя в суетливом, жестоком мире в двух строчках:

Всяк суетится, лжет за двух, 
И всюду меркантильный дух! 

Лермонтов несколько позже, громогласно взывает к России:

Печально я гляжу на наше поколение! 
Его грядущее – иль пусто, иль темно, 
Меж тем, под бременем познанья и сомненья, 
В бездействии состарится оно. 
Богаты мы, едва из колыбели, 
Ошибками отцов и поздним их умом, 
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, 
Как пир на празднике чужом! 
К добру и злу постыдно равнодушны, 
В начале поприща мы вянем без борьбы; 
Перед опасностью позорно – малодушны, 
И перед властию – презренные рабы! 
(из стихотворения "Дума" 1838г.)

Да, да – рабы! Что сегодня изменилось, спустя 163 года после выхода в свет этих строк? Ничего. Да, может быть, мы больше и смелее говорим вслух, но счастья и свободы как не было, так и нет! Каков девиз в современном обществе, девиз "таких, как все":

Хочешь жить, умей вертеться, 
Вовремя солгать, раздеться, 
Вытравить свои мечты, 
Позабыть про честь и стыд! 
Быть всегда таким, как все, 
Ворон белый не у дел! 
Все воруют – ты воруй, 
Все торгуют – ты торгуй 
Интеллектом, делом, телом – 
Все равно, чтоб преуспел ты! 
И неважно, что противно, 
Стыдно, больно и обидно – 
В этой жизни только так: 
Нет давно пути назад!
(из стихотворения "Отчего люди не летают так, как птицы?", 2001г.)

Разве не похоже на нашу жизнь? А как часто приходится слышать сравнение "как стадо баранов", или выражение: "тебе что, больше всех надо что ли? сиди и помалкивай!" О каких добродетелях, совести, чести может идти речь? Люди затравлены бытом, отсутствием денежных средств, живут в постоянном страхе оказаться под обломками собственного дома, или лишиться на войне собственного сына, или умереть от какой-нибудь неизлечимой болезни – вариантов много. Нет покоя дома, нет покоя на улице – только страх!

И все СМИ трубят сегодня о пороках, когда человеческие недостатки превращаются в достоинства: у национальных американских героев основное преимущество в силе, у террористов в способности убить ни в чем неповинных людей, у простого человека притаиться, вовремя смолчать, закрыть глаза на очевидное! Разве допустима ситуация, когда дети с детства привыкают к нормальности аномалий, к насилию и жестокости, к обольщению и обману? Как и где найти правду? Как научить ребенка не красть, не убивать, не судить, не бить лежачего, не обирать вдов, если вокруг все так делают и им ничего за это не бывает? Еще А.С. Пушкин писал о том, какими должны быть книги (в то время единственное средство массовой информации):

Свой слог на важный вид настроя,
Бывало пламенный творец 
Являл нам своего героя 
Как совершенства образец. 
Он одарял предмет любимый, 
Всегда неправедно гонимый, 
Душой чувствительной, умом 
И привлекательным лицом. 
Питая жар чистейшей страсти, 
Всегда восторженный герой 
Готов был жертвовать собой, 
И при конце последней части 
Всегда наказан был порок, 
Добру достойный был венок. 
А нынче все умы в тумане, 
Мораль на нас наводит сон, 
Порок любезен – и в романе, 
И там уж торжествует он…
(из романа в стихах "Евгений Онегин")

Заметьте, что строкам этим более 170 лет! Разве не похоже это на призыв к человеческой добродетели, на упрек сегодняшним лжецам! А сколько строк было написано о современной власти, которая действует по закону: обольщение, потом обман. У Г. Р. Державина в стихотворении "Вельможа" (1774-1794гг.) описан образ политика (вельможа – "велеть может"), имеющего Божий дар, а далее и образ общества, которым политик управляет:

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно; 
Собой пример он должен дать, 
Что звание его священно, 
Что он орудие власти есть, 
Подпора царственного зданья; 
Вся мысль его, слова, деянья 
Должны быть – польза, слава, честь! 
Блажен народ, который полн 
Благочестивой веры к Богу. 
Хранит царев всегда закон, 
Чтит нравы, добродетель строгу 
Наследным перлом жен, детей; 
В единодушии – блаженство; 
Во правосудии – равенство; 
Свободу – во узде страстей! 

Наверное каждый человек интуитивно чувствует, что живет в неправильном мире, что должно быть по другому, что добро может торжествовать, что дети могут не болеть – как только это реализовать? Этого многие не знают! В Библии Иисусом сказано так: "Будьте друг ко другу добры, сострадательны, облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства… сия заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе нет любви. Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истинною. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам" Разве это не ответ на извечный вопрос: как достичь счастья?

Об устройстве общества Иисус сказал так: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией!" Каждый своим даром – талантом, полученным от Господа Бога. То есть каждый человек должен заниматься своим делом, делом к которому он предназначен. Об этом А. К Толстой писал: "Я не вижу, отчего с людьми не было бы того же самого, что и с материалами. Один материал годен для постройки домов, другой – для делания бутылок, третий – для изделия одежд, четвертый для колоколов, но у нас камень или стекло, ткань или металл все полезай в одну форму, в служебную!.. Иной и влезет, а у другого или ноги длинны, или голова велика – и хотел бы, да не впихаешь! И выходит из него черт знает что такое!"

Иными словами, человек, занимающий чужое место, вряд ли сможет в нем преуспеть, он не сумеет служить обществу, а будет только вредить ему. Это и есть тот дурак, о котором так образно сказал Г.Р. Державин:

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами; 
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами. 

Получается так, что общество, в котором люди в основной своей массе занимают чужие места – общество дураков! О каком прогрессе, счастье, вере и любви тогда можно говорить? А ведь еще Гете сказал: "Человек, узнавший свое предназначение, становится гением", значит, общество из дурацкого может превратиться в гениальное, и только в таком обществе возможно служение друг другу, только в нем твои личные интересы становятся общественными, ибо трудясь на Божьей пажити в области своего предназначения, ты приносишь пользу Отечеству! А.К. Толстой о себе так и писал: "…мое настоящее призвание – быть писателем. Это поприще, в котором я, без сомнения, буду обречен на неизвестность, по крайне мере, надолго, так как те, которые хотят быть напечатаны теперь, должны стараться писать как можно хуже, а я сделаю все возможное, чтобы писать хорошо…"

Помимо Толстого, о своем предназначение быть писателем говорили и Пушкин, и Лермонтов, пожалуй, каждый талантливый, одаренный Богом поэт или писатель, получивший призвание в народе, говорит о своей предназначенности от Бога. Более того, как оказалось, поэты ХIХ века не случайно становились единомышленниками, т.е. "обладающими единым мышлением" и друзьями. Иисус говорил своим ученикам: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Сия заповедь вам, да любите друг друга." Слово друг означает: "дарующий разум", т. е. друзья – это люди дарующие друг другу знания, полученные от Отца, именно поэтому, объединившись, люди способны на великие дела: "один из них прогонит сотню, а пятеро погонят тьму". И в истории нашего государства не единожды встречаются факты, когда группа единомышленников, друзей были способны всколыхнуть общественность, это и "Могучая кучка", и Пушкинский лицей, и декабристы, то есть, одаренные люди генерировали идеи друг для друга, когда один передавал другому знания, полученные из откровений. Так, А.К.Толстой первое одобрение на свои стихи получил от Пушкина, Гоголь идею "Ревизора" и "Мертвых душ" почерпнул так же у Пушкина, далее просматривая биографические заметки, видим, что все гениальные поэты, писатели были хорошо знакомы друг с другом, и часто являлись друзьями, выпускали совместно журналы, такие как "Современник", "Русский вестник", "Русская беседа".

Сегодня, спустя годы, люди вновь объединяются для того, чтобы возродить российскую словесность, культуру, театр, и возможно это стало благодаря знаниям, которые спустил Господь Бог. Это только Божественный замысел – объединять талантливых людей, объяснять им свое предназначение, создавать условия для совместной творческой деятельности, призывать их к тому, чтобы они вещали Божественные знания с крыш – то есть через все возможные СМИ стучаться в сердца людей для того, чтобы началось возрождение России, о которой сказал А. С. Пушкин:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

…Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна, 
И на обломках самовластия, 
Напишут наши имена! 
(из стихотворения "К Чаадаеву", 1818г.)

Христос воскрес, питомец Феба!
Дай Бог, чтоб милостию Неба
Рассудок на Руси воскрес;
Он что-то, кажется, исчез.
Дай Бог, чтобы во всей Вселенной
Воскресли мир и тишина,
Чтоб в Академии почтенной
Воскресли члены ото сна;
Чтоб в наши грешны времена
Воскресла предков добродетель…
(А.С.Пушкин (из письма к В. Л. Пушкину)

Разве не вторят некоторые наши современники классикам русской словесности, прославленным предкам, трудящимся во благо Отечества? Разве не актуальна сегодня эта извечная проблема человеческой безнравственности, ханжества, нежелания что-либо менять в своем существовании?

Сегодня, люди вновь возвращаются к Библии, занимаются философией, психологией, изучают классиков, во всех возможных сферах деятельности человека занимаются поиском смысла жизни. Учитывая, что все новое, это хорошо забытое старое, более того, истина спущена людям была еще 2000 лет назад, становится очевидно, что это счастье – иметь сегодня возможность прикоснуться к Библии, слышать Отца, получать Его благодарности, растить супергениальных детей, которых последнее время приходит огромное множество, создавать для них благоприятную среду дома и в обществе, наконец обретать самого себя в этом жестоком – жестоком мире!

Пусть знания кажутся странными, пусть первое время придется плыть против течения не важно! За каждым воином Божественного войска стоит Господь, а значит вместе с ним с Ним – они непобедимы! И именно Россия должна превратиться в супермощную державу, достойную своего Созидателя, не случайно в российском гербе видим икону Георгия Победоносца, который действует по указующему персту Господа, потому и способен сделать немым кощунника – противника Бога! А что может сделать враг, если он нем? Ничто, ведь известно, что основное оружие – это слово, без него любой противник слаб! Зная это, русский человек, верующий и любящий Бога, будет сильнее любого зла, как любимый герой детских сказок – богатырь, обладающий недюжинной силой разума! Неужели останутся сомнения: идти к Богу или нет, когда предсказана такая перспектива! Конечно, нет. Россия так давно нуждается в силе своего народа, она и была создана Господом, как держава, достойная подражания! Может быть уже наступила пора, когда нужно не стыдиться своей родины, а гордится ею? И, безусловно, начать каждый человек должен с самого себя!

Вверх страницы
Предыдущая страница Следующая страница

Ссылки по статьям журнала «Вестник»:

«Вестник» Оглавление