Как часто мы слышим: «Почему так жесток Бог? Почему Он допускает наводнения, катастрофы, землетрясения? Почему Он допускает гибель невинных людей, почему Он допускает болезнь и гибель детей, которые ни в чем не виноваты?».
Господь — Отец наш Небесный, Он — Творец и сотворил нас «по образу и подобию». И как любящий Отец все это допускает?
Если у нас воспалился аппендикс, мы куда бежим? Правильно, к врачу, который отправляет нас в больницу, где «жестокий» хирург вырезает нам воспаленный участок, причиняя нам боль, а «жестокие» медсестры делают нам болезненные уколы, но мы почему-то не протестуем и не возмущаемся, а, наоборот, благодарим. А когда мы, родители своих детей, ведем их в поликлинику, чтобы им сделали прививки? Дети, завидев белые халаты врачей, цепляются за нас и кричат, этим криком умоляя нас не быть к ним жестокими и не причинять им боль. Мы же, жестокие родители, считая прививки залогом здоровья, причиняем им эту боль. Не напоминает ли наше поведение перед Богом в жизненных ситуациях поведение наших маленьких детей?
Когда наши дети подрастают, мы больше всего боимся того, чтобы они не попали в дурную компанию, и если это случается, мы принимаем любые меры, чтобы вытащить их из этих компаний. И что, подчас, мы слышим от них? «Оставьте меня в покое! Не мешайте мне жить! Вы свое уже отжили и ничего не понимаете!» — нам больно слышать это от любимого чада, очень больно!
А Господу не больно?! Он творил нас с Родительской любовью. Где же теперь «херувим осеняющий» и «венец красоты» — так назван был и задуман человек Господом? Совсем мы забыли про Отца и заняты своим материальным благополучием, накоплением богатства: денег, вещей, квартир, машин и т.д., забыв о том, что богатство — это «Богом датство». Все, что имеем — это Он, Господь, дает нам, а мы и благодарить забываем и даже не думаем об этом. Забыли о Его заповедях и законах, нарушаем и не исполняем их: убиваем, крадем, вдов и сирот обираем, «жертвенное на горах поедаем» (собираем налоги с пожертвований). Если вспоминаем о Нем в тяжелых ситуациях, то тут же просим материального благополучия, здоровья, успеха в наших часто не всегда добрых делах. Просим здоровья для себя, для своих близких, подразумевая под этим в основном физическое здоровье тела.
Господь, когда создавал нас, сотворил сначала разум, затем душу и потом дал нам одежду — наше тело. Значит, главные сущности каждого человека — это разум и душа, а тело — это их оболочка. И о разуме нашем и душе в первую очередь заботится Отец наш Небесный. Он, как любящий Отец, борется за каждую душу, желая, чтобы каждая сотворенная Им душа с разумом вернулась в Рай, к Нему, а не попала в ад — «тьму внешнюю» — на муки вечные. Поэтому приходится Ему делать нам «прививки» в виде наших болезней, болезней наших детей, неприятных ситуаций, потери близких.
Господь объяснил нам через Библию, как нужно жить праведно; на примерах показал, как живут праведники и беззаконники. Мы же продолжаем ставить на первое место материальный мир и потребности нашего тела, забыв о нашей вечной душе. В Библии сказано, что «не храните богатство на земле, где его ржа и моль поест, а храните на небе», ибо главное богатство — это разум, который находится в душе, а постоянное место пребывания души — это небо духовного мира.
Через пророка Иезекииля Господь и сейчас обращается к нам: «Остановитесь в своей суете, оглянитесь вокруг и вы увидите, что все, что сейчас происходит, не только в мире, но и вокруг вас, имеет отражение в книге пророка Иезекииля». Не так же ли мы творим мерзости перед лицом Господа и не так же ли отворачиваемся от Него к своим идолам, сотворенным нашими перстами, забывая, Кто сотворил наши персты?
«Восстает сила на жезл нечестия; ничего не останется от них, и от богатства их, и от шума их, и от пышности их. … Серебро свое они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении. Серебро и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их». (Иез 7:11, 19)
Рассеивание народа Израиля и плен, описанные в Библии, как образ для нас, когда мы начинаем болеть. Болеем за мерзости свои, за беззакония свои и попадаем «в плен» болезней, неприятных ситуаций, критических обстоятельств. Но, находясь в плену, мы должны рассказывать окружающим «язычникам» о своих беззакониях — им в назидание. И если мы думаем, что пророчество Иезекииля очень далеко от нас и касалось только Израильского народа, то глубоко ошибаемся. В его книге описана программа действия, когда народ отступает от Бога — все расписано: и что будет с правителями, и что будет с лжепророками, и что будет с простым народом.
«Царь будет сетовать, и князь облечется в ужас, и у народа земли будут дрожать руки. Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь». (Иез 7:27)
«Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас, — посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников». (Иез 5:7-8)
Этот суд шел тысячи лет назад и сейчас идет.
Язычники в наше время — это неверующие, они вокруг нас: в наших семьях, рядом на работе, среди наших знакомых, они живут по общественным законам и поклоняются своим идолам.
Наша гордыня — это, как годовые кольца на дереве. В плену болезни или неприятной ситуации, Господь снимает с нас очередное кольцо этой гордыни, когда испытаешь стыд за содеянное до глубины души. «Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог». (Иез 16:62-63)
Когда мы обращаемся к Господу за помощью, Он помогает нам снимать с нас нашу гордыню «стружку за стружкой». А от того, как мы обращаемся и как верим Ему, зависит, каков будет процесс: менее или более болезненный, менее или более длительный.
Нам надо благодарить Господа за каждый день бытия и просить вразумления на каждый день и по крупицам собирать мудрость в разум — это истинное наше богатство, которому не страшны «ни ржа, ни моль». Надо не роптать и сетовать на судьбу, а с благодарностью принимать и жить, как сказано в Библии: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него». (Еккл.7:14)
Мы же проявляем жестокосердие к Нему, к себе, к детям и другим людям, не замечая этого. А в Библии сказано, что «упорное сердце будет обременено скорбями».
Л.Н.Толстой писал: «Если жалуешься на страдания — и телесные и душевные, — то жалуешься на жизнь: страдания — это трение жизни, без которого не было бы жизни, не было бы того, в чем сущность жизни: освобождения души от тела, от ошибок тела, от страданий, связанных с телом. Малые страдания — медленное движение освобождения; большие страдания, как телесные, так и душевные — более быстрое освобождение. А мы жалуемся на страдания. Пойми это — и будешь видеть благо в страданиях, и не будет страдания, как нет его для работника. Если работник и не увидит конца своей работы, ни приложения ее, знает, что не получит награды за ее исполнение, ни наказания за неисполнение, он, если он хороший работник, все таки будет делать ее. Моя работа — это моя жизнь, и она всегда цельная с последней отделкой — смертью. Делай ее хорошо. Наша жизнь и если люди делают это, — им легко и хорошо в ней подобно вот чему: что-то хорошее, нужное для людей делается какою-то непонятной для них силой. Представим себе, что строится что-то. Люди не могут понять, что и зачем, но знают, что им надо в известном направлении носить, возить материал: камни, песок, известь, лес, железо. И если люди делают это, — им легко и хорошо. Они и делают это: некоторые, зная, что строится что-то, другие — не зная даже и этого. Есть между людьми ленивые, которые просто не делают то, что нужно, и им бывает худо. Есть и усердные, но самоуверенные (гордые), которые думают, что знают, зачем идет работа, и или возят материал не туда, куда велено, или сами начинают строить не то, что нужно».
Разве не о том же говорил нам Иисус, Апостолы, Писание? Выполняй свое предназначение послушно, трудись на Божественной пажити, принимай от Господа благодарно все, что Он ниспошлет, тогда не будет повода на Бога роптать и обижаться! Не Он наказывает нас, а мы наказываем себя, отказываясь от Его мудрых наставлений.
Что может быть страшнее, чем потеря детей? И несется вопль к небу: «За что?!». Мы не задумываемся о том, что дети — это дар Божий. Души наших детей даются нам на временное хранение и до 14 лет мы должны воспитать детей, т.е. «восстановить питание»: рассказать детям Кто является их истинными Родителем; научить исполнять заповеди, данные Отцом, научить общаться с Господом. В народе бытует поговорка: «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети перенимают у родителей образ поведения, образ мышления. Мы, фактически, обучаем детей нашим грехам, к детям относимся, как к куклам, а потом как к бессловесным рабам, считая себя повелителями. Господь, видя это, дает нам знаки в виде болезней, неприятных ситуаций, несчастных случаев. Господь знает нас лучше нас самих, Он читает в наших душах истинные стремления и желания и знает заранее, как мы будем поступать в той или иной ситуации. И если Он видит, что в будущем ребенок может погубить свою душу, Он, истинный Хранитель наших душ, забирает ее к Себе для вразумления, чтобы затем опять отправить в бытие, но уже другим родителям, которые не исковеркают эту душу.
Необходимо всегда помнить, что Господь — Любящий Отец, а мы — Его дети. Он сотворил нас с определенной целью и хочет, чтобы мы достигли этой цели и старается помочь нам в этом.
«…Хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они. … И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог». (Иез 11:16, 19-21)
Нам не дано понять грандиозность Его замыслов вообще и, в частности, относительно нас. Мы подобны малым и неразумным детям. Мы можем только принять и довериться Ему, как наши маленькие дети доверяют нам и ходят, держась за нашу руку.
Когда у нас рождаются дети, мы строим планы относительно их будущего и стремимся максимально им помочь в достижении этого большого будущего. Стараемся научить их всему тому, что знаем сами и тому, чего не знаем, направляя их в музыкальные и специальные школы, нанимая различных репетиторов, стараемся раскрыть их таланты и помогаем реализовать их.
Так и Господь ведет нас через разные жизненные ситуации, через разные встречи с людьми, вовлекая в различные ситуации, чтобы помочь нам раскрыть наши таланты — Его дары — и воспользоваться ими, а не «закапывать их в землю», реализовать свое предназначение в данном бытии. Мы проходим через череду воплощений, «играя» разные роли. Господь помогает в каждом бытии нашей душе подниматься по ступенькам лестницы, ведущей к совершенству. Поэтому не надо сетовать на судьбу и проливать слезы от трудностей — она такая, какую дал нам Господь и Он, проводя по ней, хочет нас чему-то научить, накопить крупицы мудрости в наш разум и помочь нам сделать еще несколько шагов вперед на пути совершенствования, чтобы действительно стали похожими по образу и подобию на своего Отца.
Главное, нельзя сопротивляться судьбе, унывать или, Боже упаси, бороться с ней. Надо пройти по пути судьбы с достоинством («достигшим стоимости»), принимая ее с благодарностью, т.к. она — дар Божий, советуясь с Ним, как лучше исполнить свою «роль». Советуясь с Ним, полагаясь на Него, доверяя Ему, мы можем избежать многих, так пугающих нас страданий и испытаний.
Мы очень боимся страданий и испытаний, но чему же мы научимся и какую мудрость соберем, если все будет тихо и гладко? Не хочется на «Голгофу»? Но все наше бытие — Голгофа после порочного выбора Адама и Евы. А надо вернуться в Начало, исправить первородную ошибку. Нам хочется телесного комфорта, чтобы мы были красивыми и здоровыми, а наши родители разумными, но это же «инкубаторские условия» и над чем здесь душе трудиться?
Мы мечтаем о тихом человеческом счастье, а если все тихо, как понять, что это и есть счастье? Все познается в сравнении, значит, без трудностей не обойтись — только, вот, какие трудности… Когда на тебя наваливаются проблемы одна за другой и ты не знаешь, откуда они берутся, и совсем другое, когда ты выбираешь свой путь сознательно и знаешь, что он не прост, что надо будет потрудиться хорошо: где-то потерпеть, где-то смириться с неизбежным, где-то не упустить благоприятный момент, где-то выложиться на пределе своих духовных и физических сил, где-то что-то или кого-то потерять. И иначе никак.
А наше маленькое «я» нас все искушает: хочу машину, хочу квартиру, хочу дачу, хочу побольше денег, хочу богатого супруга, хочу разумных детей и т.д.
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». (Иак 1:2-5)
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть (проявление нашего хотения) же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть!» (Иак 1:12-15)
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». (Иак 3:13-18)
Иисус показал нам путь и как надо по нему идти, а идти за Ним безгрешным путем, с любовью к окружающим и Отцу, или не идти — это наш выбор. Что бы мы ни выбрали, путь ведет в Начало, а сколько мы будем идти и каков будет наш путь, зависит от нашего выбора. Хочется идти от Петербурга до Москвы через Берлин, Париж и т.д. — идите. Только как бы в «море-океане не утонуть».
Мы тот же Тир, тот же Египет, Ассур и Израиль, и те же народы, их населяющие. Мы тот «кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою и высоким ростом», который был посажен у воды и «вода растила его» и «оттого высота его перевысила все дерева полевые».
Через эти строки Господь обращается к нам, говоря, что это все и сейчас происходит, а мы до сих пор так же ведем себя, как люди в ветхозаветные времена: «вот люди, у которых на уме беззаконие и которые дают худой совет в городе сем, говоря: «еще не близко; будем строить домы…». (Иез 11:2-3)
Господь пожертвовал ради нас Своим Сыном, заключив Его совершенный Разум и Душу в бренное тело, проведя Его через Голгофу, т.к. только Его кровью можно было смыть наши грехи. Благодаря Иисусу наши души еще живы. Прошло 2000 лет после прихода Иисуса, а мы продолжаем грешить и все ропщем, ропщем. А Господь так Долготерпелив и Милосерден.
«Разве Я хочу смерти беззаконника? Говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? (…) Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез 18:23, 31-32)
Так кто же жесток — Отец наш Небесный или мы?