Человековедение ::: Публикации статей

Семья

Школа

Общество

Семья школа общество | Версия для печати  

Образование в III тысячелетии

Статья опубликована в журнале «Инновации»,
Санкт-Петербург, N 8, 2003 г.

В настоящее время российскому обществу становится ясно, что устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе является не только насущной потребностью, но и единственной гарантией национальной безопасности нашего государства, сохранения его целостности и суверенитета. Только сильное, экономически развитое государство, имеющее высокий интеллектуальный и нравственный уровень, располагающее мощной идеологической базой, способно лидировать в современном мировом сообществе, адекватно отвечать вызову времени. Такое государство будет полноправным членом международного сообщества, вызывающим заслуженное уважение и стоящим во главе глобальных процессов развития человечества. Абсолютно очевидно, что сильное государство может быть построено только высокоодаренными, нравственно чистыми и духовно развитыми гражданами, имеющими соответствующее воспитание и сформированное целостное мировоззрение. В этой связи встает закономерный вопрос: где взять таких талантливых граждан, способных обеспечить успешное решение стоящих перед Россией стратегических задач? Ответ очевиден: их необходимо соответствующим образом отобрать и воспитать, создав для этого эффективную систему среднего и высшего образования. Сформировать принципиально иной подход к отбору и обучению, отвечающий требованию времени, запросам начинающего свой путь молодого поколения — детей XXI века.

На фоне происходящих в последнее десятилетие в России глубоких перемен в области экономики, идеологии, стратегии развития происходит постепенное изменение и модернизация всей государственной системы управления. Образование как ее составная часть также претерпевает серьезные реформы. Система образования вынуждена сегодня по-новому осознавать свое место в обществе, в новой экономике, в новом, еще только формирующемся социальном заказе. В условиях, когда президентом страны В. В. Путиным ставится задача двукратного увеличения национального ВВП, обеспечить решение стоящих задач можно только находя действительно новые «прорывные» решения.

В сложившейся ситуации, как всегда, есть замечательное «золотое» решение, обеспечивающее оптимальный выход. Таким выходом для современной системы образования и ее «золотым ключиком» в разрешении накопившихся системных проблем являются ноосферные технологии. Российские ученые работают с этими технологиями в течение последних 65 лет, понимая, что именно они способны обеспечить обществу социальный и экономический прорыв, осуществить выход на качественно новый уровень своего бытия. С помощью ноосферных технологий, используя уже имеющийся научный задел, отечественные ученые и специалисты в состоянии в кратчайшие сроки разработать остро необходимую современной России модель общества будущего и его перспективную систему образования.

Государственной Думой Российской Федерации успешно разработан фундаментальный труд «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации», озвученный Председателем Правительства Российской Федерации М. М. Касьяновым в 2002 году на саммите ООН в Йоханнесбурге. В основу этой стратегии впервые заложено общение человека со сферой разума — ноосферой, определены новые гуманитарные приоритеты. Фактически, саммит в ходе своей работы подтвердил и расширил принципы, провозглашенные еще академиком В. И. Вернадским. В XXI веке мир вступил в новый — шестой — технологический уклад. Пятый технологический уклад вместе со сформированными им электронными компьютерами и информационными системами отходит в прошлое. Наступивший уклад предполагает использование человеком принципиально новых возможностей и, в частности, свободного общения с ноосферой. Ноосфера (по Вернадскому), сфера разума, информационное поле, биокомпьютер, Премудрость (по Библии) — это все слова-синонимы, обозначающие единую сущность, от которой человек может получать безграничные истинные знания о происхождении Земли и всего живого на ней, о системе Божественного управления мирозданием, о вечных законах бытия и многое другое. Необходимо только определиться в способах и подходах. Очевидно, что, решая вопросы построения нового — ноосферного — общества и создания образования на уровне XXI века, необходимо выдвинуть вперед философов новой формации, воспринимающих мир целостно, мыслящих стратегически, решающих задачи комплексно, общающихся с огромным информационным ресурсом — ноосферой земли. Только такие новые кадры способны успешно реализовать программу перехода страны ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОСВЕЩЕНИЮ. Фактически, это и должно стать лозунгом проводимых реформ. Для осуществления этого российской системе образования предстоит проделать большую внутреннюю работу. Приходится констатировать, что сегодня трудно вспомнить времена, когда цели всех участников образовательного процесса (дети, учителя, родители, руководители образования, ученые-педагоги и т.д.) были так сильно разобщены. Парадоксально, но факт: нормальную школу, строящую работу от запросов детей и их родителей, работающую на обычном здравом смысле, еще только предстоит создать.

В современном российском обучении существует полное смещение базовых принципов и понятий. Сама система образования не является таковой — это не система, а всего лишь один из методов обучения (обучение на основе давания образов), который, в свою очередь, уже должен использоваться в системе просвещения человека. Стоит вспомнить о том, что до 1917 года в России существовало именно Министерство просвещения, а не образования, своим наименованием правильно отражая суть возглавляемого им процесса. К сожалению, в настоящее время даже в так называемой системе образования на самом деле вместо образов происходит передача знаний на основе «мертвого» слова в виде жестких правил, формулировок и догм. Все осуществляется методом заучивания. Новая система — Просвещения, использующая образование как один из методов обучения, в условиях наступившего нового технологического уклада сможет и должна готовить своих учеников так, чтобы они обладали полными, истинными знаниями об устройстве мира, о месте в нем человека, его правах, обязанностях и потенциальных возможностях, имели полное представление о возникающих ошибках и их следствиях — наказаниях в виде внутренних личных проблем, болезней, несчастных случаев, природных катаклизмов и так далее. Так, чтобы они свободно владели биокомпьютерными (ноосферными) технологиями, имея свободный доступ к Истине. Такое обучение подразумевает постепенное изменение существующей системы школ: переход от стандартных «средних» школ к школам специализированным, профильным. Это продиктовано простой логикой жизни — дети все различны по уровню развития, предназначению и одаренности. И если, например, в промышленности используются совершенно разные технологии при добыче и переработке, скажем, каменного угля и алмазов, то в отечественной системе образования все проходят через единую «усредненную» технологию насыщения стандартизованными знаниями, сдавая на выходе из нее такой же «усредненный» и обезличенный экзамен. Логическим завершением этого процесса «усреднения» становится разрабатываемая сегодня система анонимного поступления в вузы через Интернет на основе имеющегося «единого государственного экзамена». Результат такого образования очевиден: вместо ярких личностей — серые анонимы.

После отказа от принципов пятилетних авральных планов — «пятилеток» в промышленности вступившему в новое тысячелетие российскому обществу необходимо отказаться и от авралов в образовании. Перестать выдавать учеников и учителей «на гора», как продукцию промышленного назначения. Ученики могут и должны получать индивидуальное образование, учителя могут и должны быть людьми, предназначенными для своего дела. А помочь в правильном определении личной предназначенности каждого учащегося и существующего преподавательского состава в состоянии именно ноосферные технологии. Эти же технологии в состоянии точно определить, в какой сфере стоит успешно применить свои «данные от Бога» способности работающим не в своем предназначении педагогам. Таким образом, очевидным становится то, что определение жизненного предназначения каждого ученика (и человека) — это важнейшее условие для раскрытия его творческих и созидательных способностей. В системе просвещения, построенной на новых принципах, учителями должны будут стать новые педагоги — по предназначению, то есть люди, которые будут с максимальной эффективностью обучать детей самостоятельно черпать Истину и воплощать ее, используя мощнейшую способность, данную нам изначально, — интуицию, способ прямого получения знания из информационного поля земли (ноосферы, Премудрости) с помощью Разума. Это задача для истинных учителей — с большой буквы. Можно быть совершенно уверенным, что в современной российской школе не перевелись еще педагоги-подвижники, способные к такой работе. Подвижничество было и остается условием действительной профпригодности в образовании. Для таких педагогов естественное состояние души — стремление к максимально возможным высоким результатам, к «взращиванию» знаний в душах своих учеников в живом процессе раскрытия внутренних качеств сознания. Единственно возможный путь таких учителей — это путь личного духовного развития, которое проявляется в познании и обретении своего смысла жизни, реализации своей личности, своего конкретного Жизненного Предназначения. Такие учителя обучают от собственной «полноты» души и разума, от невозможности не нести в мир открытые ими знания.

Наряду с реформированием существующих средних школ и их развитием пришло время создания школ нового типа — школ для особо одаренных детей, строящих процесс обучения на основе применения ноосферных технологий. Благодаря биокомпьютерным (ноосферным) технологиям появилась возможность проводить отбор в такие настоящие Школы Мудрости одаренных и обучать по программе более эффективного — специализированного обучения, направленного на раскрытие уже определенных, но еще нераскрытых талантов. Такие школы будут выпускать настоящих мудрецов, определившихся в своем предназначении. Получение такого воспитания, помимо прочего, надежно оградит воспитанников от возможности приобретения типичных недугов современности: алкоголизма, наркомании. В наше время во всех странах политики, ученые, деятели культуры много говорят о спасении мира и повышении благосостояния народов, предлагая множество сверхдорогостоящих проектов. Но оказалось, что самый эффективный проект сформулирован для нас еще в Библии Соломоном: «Множество мудрых — спасение миру…».

Опыт работы первых школ для одаренных детей, использующих в процессе обучения ноосферные технологии, можно будет применять в дальнейшем в других школах страны, путем адаптации к конкретным задачам, специфике и учебной направленности того или иного просветительского учреждения. Формируя образовательный процесс нового века, необходимо исходить из вечных, базовых ценностей и ориентиров: в растущем человеке необходимо сохранять способность к творческому, образному освоению мира, необходимо сохранять духовную суть образования. Развивающее обучение и вершина его — творчество — самый мощный импульс в развитии каждого ребенка. Современный учитель часто «учит учеников», а должен видеть перед собой Человека, который имеет не только обязанности, но и права, имеет свой взгляд на мир и свою точку зрения, располагает иногда знаниями в чем-то бóльшими, чем у педагога. Обучение должно давать детям возможность что-то улучшить уже в своей сегодняшней жизни, позволять прямо на занятиях извлекать необходимые жизненные уроки, обогащать себя новыми качествами, пробуждать интерес к себе как к человеку, создателю, творцу, живой интерес к миру, в котором они живут.

Мы всегда стремимся понимать смысл всего, что происходить с нами и вокруг нас. Для детей в образовательном процессе все также должно быть понятно и наполнено конкретным смыслом. Реализуя политику осмысленного образования (просвещения), необходимо постоянно помнить о том, что важно не «запихнуть» в голову ребенка побольше конкретных фактов и цифр, да еще так, чтобы они остались там до старости, а создать «плодородную почву», на которую потом лягут новые знания, новый опыт, порождая этим в детях умение и желание мыслить, анализировать и обобщать, видеть во всем причины и следствия.

Подводя итоги, необходимо отметить: нынешнее поколение потребления оставляет молодежи мир с погубленной природой, зараженной отравляющими веществами атмосферой, истощенными природными ресурсами. Современное общество в этой ситуации просто обязано, создав адекватную систему просвещения, подготовить мудрых из их числа, чтобы затем они уже сами приступили к решению стоящих перед человеческой цивилизацией задач, продолжили в том числе и дальнейшее совершенствование самой рождающейся новой системы просвещения. Работая в этом направлении, талантливая молодежь сможет вернуть истинный смысл, заложенный в понятие «культура» (образование умственное и нравственное), озвучить моральные основы настоящего нравственного общества, решить стоящие перед обществом проблемы дальнейшего существования и задачи по-настоящему гармоничного развития. Культура и просвещение наступившего XXI века должны, наконец, сформировать действительно Разумного человека, способного мыслить, — праведного сына и дочь Господа.

Вернуться к списку статей

Ссылки по теме:
Список статей