Человековедение ::: Публикации статей
Духовный мир человека | Версия для печати 

Модель души и разума

Статья опубликована в журнале «Инновации»,
Санкт-Петербург, №4, май 2002 года
Духовный мир человека | В.В. Карелин

На протяжении всей истории человечества ученые поднимали проблему: «Познай себя, человек». Были периоды, когда наука приближалась к этому познанию, но затем отступала по разным причинам. Человек постоянно ищет истину, ибо только она может открыть ему цель и смысл жизни, суть и возможности самой личности, кем она является и как раскрывается. Весь опыт, достигнутый человеком в научных исследованиях, подтверждает, что он способен прийти к истине.

Сегодня необходима метафизическая (тайная, духовная) философия, способная выйти за рамки знаний, полученных опытным или экспериментальным путем, чтобы в поисках истины открыть нечто начальное, конечное и фундаментальное. Настало время перейти от изучения явлений или проявлений сущностей и процессов в природе к изучению основания или начала всего. Чтобы изучить внутренний мир человека и его духовность, необходимо изучить основание человека — его душу.

Всем очевидно, что все созданное, спроектированное, построенное человеком включает в себя четыре обязательных этапа: мысль или идея; проект реализации этой мысли; изготовление, исполнение проекта; сервис, сопровождение, ремонт средства, изделия, здания.

В изучении человека наука отвергает первые два этапа появления его в этом мире. Не выявила, у кого возникла мысль изготовить человека и определить его параметры, роль в этом мире. Не выявила, кто был «проектировщиком» и «изготовителем» человека? То есть, не изучив начала возникновения человека, изучает его с середины, с момента появления «готового человека», а значит, вот уже несколько тысяч лет вынуждена определять его параметры по проявлениям, анализируя его действия, детальнее и скрупулезнее изучая его внутреннее устройство.

Как познать начало, то есть первые два этапа появления человека? Выход один и все его знают — человек сотворен и создан Господом, и у Него нужно получить знания о возникновении человека. Кто кроме Творца лучше знает о замысле и исполнении Своего творения? Кто лучше главного конструктора космического корабля знает его устройство, детали, возможности, слабые места и систему управления им?

Вся путаница в знаниях устройства человека и окружающего мира возникает из-за смешения несовместимых понятий, ввиду абсолютно различной их природы. Одни понятия применимы в мире разума, другие в мире духовном, третьи относятся к материальному миру, хотя, существует миграция понятий и явлений. Поэтому при обсуждении проблем целесообразно определять «среду обитания» терминов. Когда мы говорим «в переносном смысле», мы переносим смысл понятия из одного мира в другой, например, из материального в духовный мир или в мир разума и обратно. Положение усугубляется тем, что мир разума и духовный мир не изучены и наука упорно отказывается их изучать, и вот тогда приходится делать вид, что они не существуют, и смысл терминов этих миров переносится только в материальный мир.

Мы говорим, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево и вырыть колодец, всем понятен смысл этого в материальном мире. В духовном мире эта же фраза звучит иначе: в бытии, а не в жизни материального мира человек должен осознанно стать домостраивателем, то есть строить в материальный дом — тело еще две сущности: душу с разумом; посадить и вырастить в своей душе дерево с плодами — делами в области своего предназначения, то есть стать создателем и творцом; а также вырыть колодец истины, чтобы черпать ее своим разумом в тот момент, когда ему необходимо принимать решение.

Философия или любомудрие, отказавшаяся искать истину и накапливать мудрость, выбрала себе цель: подтвердить субъективную уверенность, практическую пользу или, так называемую, синицу в руках. Познание истины — Слова Божиего через откровение (открытое ведение для способных его слышать) некоторым философам кажется трудным и даже невозможным, однако для философии это не должно быть препятствием. Путем познания идут сначала те, кто способен слышать и принимать откровения, видеть очертания истины в Учении, а затем они помогают в ее познании остальным. Отрицать это видение бессмысленно, ибо все значимые открытия выдающихся великих ученых произошли благодаря откровениям, осенениям, озарениям или во сне.

Каждый же, кто попытается познать Божественный мир разумом, а не умом, должен придерживаться трех основных принципов:

  • человек должен пройти путь, которого он не может избежать — это путь к собственному совершенству, чтобы не уйти в обратную сторону — в ничтожество;
  • на этот путь нельзя даже вступать, а тем более идти по нему с гордыней, полагая, что цель может быть достигнута собственными силами, собственным размышлением, собственным трудом в поиске открытия;
  • необходимо воспитать в себе страх Божий, который помогает нашему разуму воспитать глубокую веру, признать достоверность существования Бога и одновременно Его безграничную Любовь ко всему живому и неживому, тогда возникает страх остаться без Него.

Чтобы познать суть человека сначала нужно познать Божественную систему мироздания и только тогда возможно познать гармоничную с ним подсистему — человека. На пути познания этой системы в первую очередь необходимо сформулировать точное значение терминологии, относящейся к описанию духовного мира: Бог, Господь Бог, Святой Дух, жизнь, бытие, вера, любовь, знание, мудрость, ум, разум, совесть, друг, добро, зло, создание, творение и другие.

Необходимо признать, что как для существования материального тела необходима среда обитания — материальный мир, так и для обитания двух других сущностей человека: души и разума служат еще два мира — духовный мир и мир разума.

В главе «Бытие» описан основной алгоритм появления жизни, а затем бытия на Земле. Бог решает, что нужно создать на Земле, Премудрость или Высший Разум исполняет эти решения. Бог решает, что на Земле должны быть трава, сеющая семя и деревья плодоносящие, Премудрость исполняет этот замысел, наделяя растения и их семена своим разумом, чтобы в дальнейшем управлять прорастанием семян, ростом, цветением, плодоношением, сбрасыванием листьев. Бог решает, чтобы на Земле появились рыбы, пресмыкающиеся, птицы, гады, скоты и звери, в том числе и обезьяны, определяет им предназначение: плодиться и размножаться, Премудрость исполняет это решение, наделяя своим разумом эти живые сущности.

А вот за сотворение человека Бог берется Сам и образовывает его разум из Своего Разума, то есть наделяет человека частью Своего Разума. Таким образом, разум человека «выполнен» совместимым с Разумом Бога и, кроме того, он мыслит образами, а не словами. Адам и Ева в Раю духовного мира говорили с Богом, но язык был дан Ною и его семье после потопа, то есть они говорили языком образов, методом вразумления: из разума в разум.

Таким образом, разумы всех живых сущностей от рыб до зверей «исполнены» из разума Премудрости, а разум человека из Разума Бога, и получает имя — человек — «чело на век», очень важно, что это — сумма разумов мужчины и женщины. Именно в челе души и размещается невидимый разум, (также как у Бога, ведь у Него нет мозга, тело с мозгом у человека появится только после Ноева потопа). Человек получает уникальное совершенно другое предназначение — не только плодиться и размножаться, как всем живым существам, но и владычествовать, то есть управлять всем живым на земле, так же, как Бог владычествует и управляет Солнечной системой.

Господь Бог (Вселенский Бог) из праха земного — духовной составляющей земли создает душу человека, соединяет ее с разумом и вдыхает в нее дыхание жизни — подводит живую энергию особого типа, «и становится человек душою живою». Так завершилось рождение живой души, подобной душе Господа с разумом Бога — Сына Господа, мыслящей так же, как им мыслит Бог и Господь Бог.

В материальном мире эти сущности Божественного мира невидимы, потому мы и наделяем мозг человека функциями разума. Фактически, невидимый разум находится в сердце или середине материального тела в солнечном сплетении, так как он соединен, сплетен невидимой связью с Разумом Солнечной системы, находящимся в Солнце.

Все живое на земле выполнено Творцом — Автором и Проектировщиком и Премудростью на единообразной разумной и духовной основе: растения, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, животные, звери и человек. Разумная и духовная сущности их задуманы Богом и «запроектированы» Премудростью, как единый гармоничный организм, управляемый Свыше и собственным разумом. Этот разум позволяет осуществить предназначение каждого живого существа: плодиться и размножаться. Разум знает свое время и форму, в какое время духовная, а затем материальная часть должны принять соответствующую форму, вплоть до плода. Исполнение этого закона в многообразных формах проходит перед нашими глазами.

Разум каждого живого существа гармоничен с окружающим миром, исполняет все команды Премудрости, так как сотворен из разума Премудрости. Разум человека подчинен Богу и Премудрости, управляется Ими, но предоставляя человеку возможность размышления и принятия решений. На первом этапе вторая, также двуполая сущность человека — душа, сущность чувствующая, эмоциональная, переживающая, любящая, страдающая, реагирующая на духовную среду, подобна душе Господа и создана непосредственно Им. Материалом при создании тела души послужил материал духовной земли — прах, (человек должен быть гармоничен с землей, так как живет на ней), это тело в Библии названо плотью души. Итак, материалом разума человека является разум Бога, Сына Господа Бога, материалом души является прах — духовная земля, обладающая способностью рождать, оживлять любое семя, и Господне вдыхание — это энергия, обеспечивающая совместную работу трех сущностей человека: разум, душу и материальное тело.

В создании и сотворении человек принимала участие также и Премудрость, осуществив проектирование единого, скоординированного организма, состоящего из множества систем, управляемого разумом. Разум человека управляет эмоциональным механизмом души и мозгом, который обеспечивает оперативное управление телом и обратную связь реакции тела на окружающий материальный мир.

Сотворение разума человека и создание души человека — этапы рождения сына Господа, который получил вечную жизнь души, так же как вечен Господь — Отец Небесный. Человек получает чин — херувим осеняющий, главный ангел (вестник) и предназначение: стать владыкой на Земле. Но чтобы владычествовать, нужно обладать разумом, подобным Разуму Бога, то есть должен обрести наследство — Его разум.

Для того чтобы обрести наследство от Отца — Его возможности Разума, человек должен пройти обучение по предмету «дерево жизни» у Отца и получить из Его рук аттестат зрелости или плод дерева жизни. Ствол дерева жизни — это сам предмет, а ветви дерева — многочисленные темы занятий по этому предмету. Человеку нужно было изучить только один главный предмет «дерево жизни», научиться только добру — «достичь образа Божьего» и узнать, что зло — это «змея лукавого образ». К сожалению, Адам и Ева изучили предмет «дерево добра и зла» в версии «учителя» — змея хитрого, говорящего, сатаны, дьявола. Это был первородный грех сразу после рождения, который послужил проверкой на веру Отцу — Господу.

Основная цель змея лукавого посеять в душе сына неверие своему Отцу Небесному, убедить не исполнять Его Законы, писать свои собственные законы, нарушить главную, первейшую Заповедь Господа: не убивать душу человека — Его сына или дочери. Господь за то, что человек стал блудным сыном, низверг его из Рая и лишил Своей мудрости, своего наследства, переселив Адама и Еву на землю — в змея лукавого владения, и человек вынужден жить, используя только свой разум, принимать решения на основе собственного мнения или сомнения.

Средой обитания души является духовный мир и мир разума, но когда душа попадает в материальный мир, чуждый для нее, ей нужен «скафандр» или тело. Поэтому Иисус на вопрос своих учеников: «Что такое тело?» ответил: «Это то, что на нас». Если душа закрыта материей или, как сказано, покрывалом, то и весь духовный мир также накрыт покрывалом, к сожалению, наука и изучает только это покрывало — материю.

Таким образом, человек выбрав учителем змея, отказался от разума Отца, подобного свету яркого солнечного дня и живет с разумом, подобным свету свечи, которую он покупает в церкви (доме Божием) и зажигает ее, демонстрируя свои возможности разума перед Отцом. Чтобы умножить небольшие знания, формируемые собственным разумом человека, мы вынуждены их записывать с помощью «мертвого» слова в трудах, книгах, которые хранятся в национальных библиотеках. Но парадокс этого безбожного мира заключается в том, что воспользоваться этими знаниями мы не можем, так как у человека нет времени прочитать уже накопленные миллионы томов своего опыта.

В Божественном мире Господь посылает нам Мысль и Слово с заглавной буквы в виде мыслеобраза, которая есть концентрат огромной информации. Поэтому в Божественном мире тоже есть библиотека — это собрание Библий, всего несколько редакций, которые каждый человек способен изучить за свою жизнь. Библия как раз и записана в образах, в ней дано описание только невидимых миров: духовного и разума, но прочитать ее с пониманием смысла образов возможно только с помощью Бога. Тут и замкнулся круг: без веры Богу мы не можем понять Учение — Библию, и потому не можем пользоваться его Разумом — наследством и остаемся жить в темноте собственного разума, как противники Бога, или в лучшем случае, верящие в Бога.

Неразумие человека порождает в нашей среде обольщение и обман, войны, страдания, неправду, убийства, жадность, безнравственность, Отец за это наказывает стихийными бедствиями, болезнями, страданиями, разорением, однако всегда готов принять блудного сына и простить его грехи.

Так как душу человека создал Господь Бог и оживил ее, родил, то душа — это Его сын и стала жить вечно, как и Отец. Пребывание души в духовном мире есть жизнь и она действительно одна, там Отец учит своих сыновей знаниям, после обучения отправляет побыть на Землю, чтобы пройти «практику» и попробовать свои силы в создании и творении и стать в этом похожим на своего Отца. Для этой «практики» Отцом отводится срок бытия и определяется предназначение, в котором наиболее эффективно душа может потрудиться. Если душа выявляет свое предназначение и успешно трудится, она получает полную меру бытия, если не исполняет предназначение, мера бытия может быть сокращена путем поселения болезней, страсти к алкоголю и наркотикам, путем несчастных случаев, чтобы вернуть душу в духовный мир, как не выполнившую «задание на командировку».

Главной целью бытия становится совершенствование разума и души и накопление в разуме главного богатства — мудрости. Регулярное возвращение души в бытие материального мира подобно ежегодному возрождению деревьев и плодоношению их каждое лето.

Именно Библия открывает нам то, что бытием живых существ и осуществлением их предназначения управляет Премудрость, а управлением бытия человека и осуществлением его предназначения управляет Господь и Премудрость. За нарушение замыслов, намерения Господа в разум человека поселяются болезни, отражение которых видим в душах и материальных телах. Болезни всех живых существ похожи на болезни человека, но принципиально различны причины этих болезней. У существ живого мира одни, у человека другие. Все живые существа не наделены Премудростью способностью размышлять, человек как сын Божий имея разум, образованный из разума Отца, наделен способностью мыслить, размышлять и рассуждать.

Человек, согласно существующей терминологии, имеет два органа, способных мыслить и размышлять — это ум и разум, благодаря им он может накапливать знания и мудрость. В уме копим знания, а в разуме мудрость, которая есть сумма знаний, полученных за многие воплощения. Существует три режима накопления знаний человеком:

  • выучивать и запоминать прочитанное, услышанное и увиденное;
  • размышлять, обрабатывая накопленные с помощью логики знания и синтезировать относительно новые;
  • мыслить за счет вразумления, то есть обращаться к Отцу, сливаться с Ним мыслью — вопросом по сплетению разума (мысль — «мы слились») и получить мыслеобраз — ответ, получив «мысли шление» — мышление, абсолютно новые для всего человечества странные знания, как открытия неведомого.

В настоящее время человечество в основном использует только первые два режима накопления и использования знаний.

Очень важно также признать, что первобытный человек — это человек, который первым побывал в бытии материального мира, а им был Ной с тремя сыновьями и их женами. Из Библии явствует, что Ной был человек праведный, непорочный, ходил перед Господом, он и его семья остались после потопа, то есть — Ной был лучший Божий ученик. Следовательно, первобытный человек был высокоразумным, абсолютно верующим Богу человеком, общающимся с Ним мысленно, а после того как его семье был дан язык, то он общался с Богом и на человеческом языке. Затем со временем потомками Ноя произошла утрата знаний об устройстве Божественного мира и Земли.

Каждый род, получив свой язык, начал формировать свои знания в уме, дополняя их за счет мышления. Чем ближе был род к Богу, тем интенсивнее шел процесс его совершенствования.

По мере повышения уровня разумности родов Господь меняет родам языки, наполняя слова более глубоким философским духовным содержанием. Каждому роду Господь выделил землю с природой или прибылью для рода, дал Законы — коридор, за которым заканчивается свобода самостоятельности человека в принятии решений. В Библии многократно объяснено, что если человек и народ будет исполнять Его Законы и заповеди, общаться с Ним, исполнять Его главную цель, изложенную в молитве «Отче наш» — построение государства на принципах Царства небесного, то получит Его наследство — Его Разум.

И вот на этой основе, изучив Учение, можно сформировать модель души и разума человека.

В.В. Карелин

Вернуться к списку статей

Ссылки по теме:
Список статей