Беседы с Богом
Версия для печати Скачать весь раздел  

Беседы с Богом

Откровение      «Змей лукавый — образ ума человека»

Человек — это разум, сделанный из Божественного разума.

У Божественного разума, функции которого — творить новые идеи и принимать решения, есть помощница («художница при Нем», Соломон) — Премудрость.

Разум человека ничем не отличается от Божественного разума, он также не является сущностью, отдельной от Божественного разума, он часть Его, ничем не ограниченная, как часть потока в реке.

Премудрость — это часть Божественного разума, которая отвечает за сбор и хранение знаний («я ищу рассудительного знания»), а также за исполнение решений Божественного разума, то есть за процесс созидания.

Человеку (разуму) Господь также сотворил помощника, соответственного ему.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.» (Быт.2:18-19).

То есть решателю-разуму человека Господь придает исполнителя — ум, сделанный из Премудрости, с теми же функциями, что и у Премудрости, самая главная из которых — быть исключительно исполнителем решений разума. Разумы животных делаются из разума Премудрости и в них отражаются образы умов людей, чтобы люди в последствии видели в поведении животных образы себя — людей, живущих исключительно умом, не использующих разум.

«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные (живущие умом); потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (духа деяние — функция исполнителя) у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!» (Екклесиаст, 3:18-19).

Ум человека в Библии представлен в образе змея лукавого. Именно ум рождает первое сомнение (собственное мнение): «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.2).

То есть ставится под сомнение истинность знаний из разума человека, как части Божественного разума. И человек выбирает для себя путь познания через сомнение (собственное мнение) или путь самоучек, когда каждая приходящая из разума мысль ставится под сомнение и ум ищет доказательств или опровержений этой мысли. Методом на этом пути познания является метод проб и ошибок, то есть перебора вариантов, а их бесконечное количество.

Для такого пути познания не нужны знания Премудрости, где уже перебраны все варианты и выбраны лучшие. Человек решил сам открывать для себя уже открытое в Премудрости. Поэтому Господь лишает ум человека доступа к Премудрости, выделяет часть духовного мира (полигон) для реализации пути самоучек — землю или змея лукавого (ума) владение и определяет основные свойства такого самостоятельного, отделенного от Божественного разума ума:

—  лишение ума человека подсказок из Премудрости, где есть знания обо всем во все времена («И сказал Господь Бог змею (уму): за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми»). Поэтому животные заранее убегают, например, от цунами (их разумы не лишены связи с Премудростью), а человек идет на берег любоваться «небывалым» явлением и погибает там.

—  лишение возможности родить в себе новое знание, то есть бесплодность, безрезультатность деятельности («ты будешь ходить на чреве твоем», а тело без конечностей — это образ ствола дерева без веток и, следовательно, без плодов-результатов).

—  так как ум лишен связи с Премудростью или пищи знаний из Премудрости, то единственной пищей для него становится опыт — старые, мертвые знания, полученные методом проб и ошибок («и будешь есть прах во все дни жизни твоей»).

—  в уме сажается семя гордыни — основы всех пороков, суть которой отделение, ограничение Божественного разума, препятствование потоку Божественных знаний и сил и накопление собственных. Соревнование ума с Премудростью безрезультатно, так как возможности ума и Премудрости несоизмеримы, как укус в пяту и удар в голову («и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»).

—  ум может пребывать только в состоянии скорби (скоро беда) или беспокойстве, ожидании беды или сомнении в успешном результате деятельности («умножая умножу скорбь твою в беременности твоей», «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»).

—  ум накапливает в себе, в основном, ненужные знания («проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе»), а истинные знания, которые человеку все-таки удается получить путем перебора тысяч вариантов решений («в болезни будешь рождать детей» — принимать решения, «в поте лица твоего будешь есть хлеб»), так незначительны, как полевая трава в лесу с огромными деревьями («и будешь питаться полевою травою»).


← Предыдущее откровение         Следующее откровение