Человековедение ::: Публикации статей

В чем смысл жизни

В чем смысл жизни | Версия для печати 

Беседы о гармонии

В чем же цель прихода человека в этот мир, что он должен исполнить?

Человек в своей жизни привык делать все осмысленно. Он составляет планы мероприятий, народы разрабатывают программы для реализации поставленных целей. Но какие это цели? В семье: купить квартиру, машину, дачу, дать хорошее образование детям, обеспечить старость, а некоторые зарабатывают деньги, чтобы с их помощью делать еще большие деньги. Народы стремятся к некоему светлому, цивилизованному, непонятному, но, во всяком случае, к лучшему будущему без зла, насилия и войн. Даже последний бомж ставит цель — добыть деньги, чтобы к вечеру было что поесть и выпить.

Но странное дело: достигнув основной цели или промежуточной, человек быстро привыкает к достигнутому, и оно уже не удовлетворяет его — он стремится к некоему большему. Но вот пришла болезнь, и он получил возможность прервать бешеный темп. Человек прекратил суету и путается размышлять.

Встает главный вопрос: зачем он столько накопил или на что затратил столько усилий?

Так в чем же был смысл жизни? Явно — не в этом накопительстве, не в этой суете. И некоторые люди начинают осознавать, что цель была ложной. Вот уже близок конец; всплывают в памяти отрезки бытия: когда везло, а когда-то нет, появляется ощущение ведения по жизни, возникает понимание, что богатство — это Богом датство. И вот тогда человек решается на жертвование того, что он накопил: деньги, недвижимость, коллекции и т.п. К такому решению приходят и ученые, и разбойники, деятели искусства, удачливые коммерсанты, политики.

Бессмысленность подобной цели жизни буквально кричит на фоне гигантского порядка и гармонии природы. В природе все вечно, циклично, все предыдущее — для будущего.

Только человек живет на этом фоне, как временщик. Попользовался, разорил природу. Трудился, во всем себе отказывал, накопил чего-то, родил детей, заболел, ушел в никуда, все бросив. А в это время солнце и планеты не прекращают свое движение: постоянно текут реки, постоянны приливы и отливы, природа постоянно замирает и оживает.

Ясно, что самая главная сущность Земли — человек. Он, владыка над всем живым, тоже должен подчиняться закону цикличности.

Сегодня трудно найти людей, отрицающих существование души человека, а Библия обстоятельно описывает ее устройство, ее возможности. Так сколько еще нужно времени, чтобы наука, наконец, повернулась лицом к изучению самой души?

Психология — наука о душе — пока изучает проявление ее, но не занимается изучением самой души.

Это основное упущение многих отраслей науки: изучать проявление, не изучив явление. Главная трудность на этом пути — то, что душа невидима, но это только на первый взгляд. Многие видят души и духовный мир, при этом они говорят: «Я чувствую, что...».

Вот об этом видении и слышании людям говорил Иисус: кто имеет глаза (духовные), тот видит духовный мир; кто имеет уши (в душе), тот слышит Божественный голос в духовном мире. В обыденной жизни мы называем это ясновидением и яснослышанием.

Мы не перестаем удивляться многим странным, загадочным, непонятным явлениям. Большинство статей на эту тему в журналах, газетах начинаются так: «Хотите верьте, хотите нет».

Изучение, духовного мира и мира разума позволило открыть фантастические возможности человека в интеллектуальной, правильнее — разумной сущности.

Наука, не отрицая существования души, игнорирует ее изучение. Душа должна каким-то образом общаться с телом и наоборот: она должна что-то тоже чувствовать и сообщать телу, а тело — ей, и так далее. Если мы это не учитываем, то похожи на специалистов, которые хотят усовершенствовать телевизор, понятия не имея, что у него внутри. Разработчиков, создавших его, они называют шарлатанами.

На самом деле не так трудно подойти к пониманию сущности души и разума, так как уже много невидимого человечество приняло: воздух, магнетизм, электричество, радиоволны, радиоактивность. Еще небольшой шаг — и станет понятно, что такое разум и мудрость.

Пока же нужно согласиться: истинное богатство, которое должен копить человек, — это мудрость, знания, что дороже «золота и серебра самого чистого, его нельзя отнять, украсть, его не берет ржавчина». Всем ведь ясно, что бессмысленно копить хлам; как копил его гоголевский Плюшкин. Ничем от него не отличается респектабельный копитель огромных масс денег, приобретающий недвижимость в разных странах, и так далее.

Примитивная логика уже подсказывает, что чем больше накоплено знаний в разуме, тем более сложную миссию эта душа может выполнить во время своего пребывания в этом мире. Поэтому ей предусматривается высокое предназначение. Во время учебы такой человечек демонстрирует огромные способности, он учится как бы шутя. Но гены его родителей к этим способностям не имеют никакого отношения, они — принадлежность души.

Но как только закончено учение, такой высокоразумный человек попадает в менее разумную среду коллектива предприятия, где он будет работать. И очень часто он становится тем, про которых говорят: «ты умнее всех, или ты один идешь в ногу. А остальные — не в ногу?»

И вот чтобы этого не случилось, такому человеку придаются дары Божии, чаще это целый букет. Благодаря этим дарам и разуму, такого человека сделать изгоем уже трудно.

Но главная наша беда в том, что мы не верим в свой разум и не используем его, не верим в дары и не используем их. Не умеем разглядеть все это в своих детях, а так как подобного в нас нет, душим «этот бред» в своих детях. Так необработанные алмазы попадают вместе со щебнем в жизненный бетон.

Но не понимая Божественного устройства мира, мы все время ему противостоим, даже боремся с ним, хотя всегда безуспешно.

Родился ребенок со сверхразумной душой, мы не пытаемся понять его предназначения. А предназначение или предварительное назначение — это цель жизни человека.

А путь к предназначению — это судьба, что означает: судить буду Я, как вы осуществите Мое предназначение.

Родители решают за ребенка кем ему быть, то есть выбирают свое предназначение, чаще денежное или престижное. Но их предназначение не подкреплено никакими средствами, а те, которые заложены в ребенке, пропадают, остаются неиспользованными.

Происходит процесс «зарывания таланта». Дело, которым заставили заниматься родители, детям в тягость. Потом иногда они откровенно ненавидят свою работу — каторгу. На этом пути у них одни препятствия. Но вот они решили заняться другим делом, и вдруг все стало получаться: вроде бы не учился этому, но стал ведущим специалистом. Это верный признак того, что человек нашел свое предназначение. Но, может быть, это только путь к магистрали своего предназначения, когда его поощряют за то, что он только вступил на него. И вот опять препятствия, потери, хотя вчера еще все было прекрасно.

Это означает, что он проскочил свою магистраль, нужно вернуться на нее, возможно это будет совершенно другая деятельность, но главная. Н.К.Рерих говорил: «Человеку, вставшему на путь истинной судьбы к своему предназначению, Бог на этом пути зажигает огни, а со стороны люди говорят: «Ему во всем везет», но не везет, а ведет.

Итак, именно потому, что мы не знаем своего предназначения, мы занимаемся нелюбимым делом, постоянно боремся с препятствиями, ударами судьбы, то справа, то слева, болезнями, пока не найдем свой путь.

Если же одаренный человек не использует свой потенциал по любой причине: то ли сам не верит в себя, то ли ему помешали, то ли был шанс, но испугался его использовать, — значит, душа его зря пребывает в этом мире, и Бог может забрать эту душу. Из таких людей формируется отряд пьяниц, наркоманов или молодых, но скоропостижно скончавшихся.

Если же одаренный человек развил свой потенциал, но в противоположном направлении, то ему в душу поселяется болезнь, задача которой — удержать его, не дать пойти по ложному пути судьбы.

В Библии есть очень важная для нас фраза: получил благо — наслаждайся, пришла беда — размышляй. Вся наша жизнь наполнена задачами выбора пути на очередном перекрестке: идти направо или налево.

Если мы знаем свое предназначение, легче решать эти проблемы.

Практически каждый ребенок в детстве чувствует свое предназначение, но если оно высокое, он боится сказать родителям об этом — могут поднять на смех; а потом со временем он забывает о нем, становится, как все.

Наши предки оставили нам изречение: благами намерениями устлана дорога в ад. Этим изречением мы разим тех людей, которые в результате озарения приносят новые идеи, знания. На самом деле смысл этой фразы в другом. Благое — это Богово. Намерение означает: на, душа, меру того, что ты должна выполнить в этом мире, или синоним слова «предназначение». Итак, смысл фразы: душа получает Богово предназначение. Если она его выполнит, то, как поощрение — попадает в рай, а если не выполнит, то, как плохой, неисполнительный ученик, попадает в ад.

Теперь представим образно, как это происходит. Пришла душа в этот мир, и Бог, как бы дал бумажку, на которой написано предназначение — быть душе министром, а она не читает бумажку и не знает своего предназначения, а бумажку выбросила. Тогда на главном жизненном перекрестке пошла не вверх — в рай, а вниз — в ад.

Мы же, придя в этот мир, видим: валяется на дороге множество бумажек, на которых написаны благие намерения, непрочитанные и в подавляющем большинстве неосуществленные.

Сейчас наступило время, когда каждому человеку в раннем возрасте необходимо определить объем разума, наличие даров Божьих, его свойства души: трудоспособность, инициативность, решительность, коммуникабельность надежность и другие, которые есть такая же данность, как видимые свойства тела: рост, конституция тела, цвет глаз и т.д.

На основе этого уже можно выявить предназначение человека, то есть выдать свидетельство о рождении души. Вот тогда становится ясен путь — судьба; ясно, какое нужно получать образование.

А далее, целесообразно организовать специальные школы для высокоодаренных детей, то есть наладить «гранильное производство алмазов» — людей, превращая их в бриллианты — педагогов, ученых, поэтов, писателей, режиссеров, конструкторов, поваров, художников, целителей, политиков и т.д.

Гёте сказал по этому поводу: «Гением становится человек, познавший свою судьбу». Правильней сказать: познавший свое предназначение.

В.В. Карелин.

Вернуться к списку статей

Ссылки по теме:
Список статей