Человековедение ::: Публикации статей ::: Воспитание детей
 

Воспитание детей

Статья опубликована в газете «Искра», Республика Коми,
г. Инта, май 1998 г.

Награда или наказание

Наши предки говорили: наградил Бог сыном или наказал Бог сыном.

Каждое поколение только убеждается в правоте этих слов. Но как практически это осуществить? Порождение человека включает два деяния: соединение мужского семени с женским семенем — это осуществляют родители будущего человечка, а Бог поселяет в этот момент живую душу.

Вот тут-то все зависит от того, какая поселена душа: чистая в подарок или с наказаниями, такими же какие заслужили родители или их предки.

Душа ребенка

У человека душа обладает разумом и чертами характера, о которых так много говорится.

В разуме родившегося человечка масса знаний о мире, о человеке, о чувствах, о добре и зле, о своих духовных возможностях, о роде и, конечно, о Боге. Благодаря этим знаниям он полностью адаптирован к окружающему миру.

То, что он знает, еще не говорящий, конечно, не мы — родители — ему сообщаем, его душа уже владела знаниями до нас.

Воспитание детей

С рождением ребенка все в семье меняется. Родители начинают готовиться к воспитанию или, как обычно говорят, хотят сделать из него человека. Само слово «воспитание» означает восстановление питания.

Поэтому такое важное значение уделяется питанию младенцев, целая индустрия работает на эту проблему. Для детей не жалеют средств, стараясь накормить первыми фруктами и овощами, самыми вкусными лакомствами. Но оказывается, такое питание никак не влияет на формирование будущего человека. А как же иначе? Ведь это питание предназначено для материального тела. Но так как у каждого человечка есть еще душа, то нужно подумать и о ее питании. Очевидно, что это должна быть какая-то своя специфическая пища. И этой пищей являются знания. Не получая этой пищи, дети ходят за родителями и спрашивают почему, почему? Но родители. готовые купить детям самую дорогую еду, отзывают им в пище для души.

Эту пищу не надо покупать, она не портится в холодильниках, она требует лишь времени и терпения — нужно только объяснить, так почему же все так, как ребенок видит.

Почему, почему, почему?

Воплотившаяся душа нашего ребенка накопила знания о материальном мире, в прошлых воплощениях и в новом воплощении она видит знакомый ей мир, но раньше многое было по-другому, иначе. Это отличие и создает дискомфорт в душе, вернее, а разуме ребенка. Поэтому он и задает вопрос: «Почему так, ведь было это иначе?» Но из этого полного вопроса произносит только: «Почему?» Не получая обстоятельных ответов — пищи души от родителей, ребенок сам пытается собирать знания из обрывков разговоров взрослых, просматривая телевизионные передачи, и тому подобных источников.

Эти знания приходят в противоречие с теми, что имеются у него. Проявление же этих знаний мы — родители, жестко пресекаем своими утверждениями: «Не говори глупости». «С наше поживешь, узнаешь» и т.п.

Сами не владея знаниями о духовном мире, мы не только не способствуем проявлениям их у детей, но не в состоянии разглядеть творческие и духовные порывы детских душ, оценить серьезность их мечтаний. Мы выстраиваем каменную стену, которая в будущем отделит родителей от детей. Родители будут по одну сторону стены плакать, возмущаться, что дети их не замечают, не слышат, действительно, не слышат; так как мешает услышать их ими же построенная стена. Стена эта невидимая, но она есть.

Особенно сложно детям, родители которых придерживаются идеологии спартанского воспитания. В этих семьях еще более жестко разрушают личность ребенка, превращают его из человека в животное, которое живет в строгом режиме, не способно делать добро, любить, создавать и творить. Фактически родители воспитывают в своем ребенке раба, которому в дальнейшем не важно, что и как делать, важно найти своего хозяина, лучше побогаче.

Родители как боги для детей

На самом деле родители для своих детей до 14 лет являются богами. Дети верят родителям в этом возрасте беспрекословно, они привязаны к родителям. Задача родителей разглядеть, что же заложено в душах детей, каково их предназначение, помочь им поверить в это. Не навязывать своим детям модные специальности, не загрузить их модным набором курсов обучения: компьютеры, музыка, фигурное катание, языки и т.п. Этим они только отнимают время, которое дети могли бы посвятить отдыху, играм, своим любимым делам.

У детей, в свою очередь, развивается чувство ненависти к тем знаниям, которые им в жизни не понадобятся. После 14 лет детей начинают интересовать духовный мир: что такое добро, любовь, счастье, в чем смысл жизни, и родители обязаны грамотно им объяснить. Но вместо объяснений дети слышат невразумительные, а иногда и ханжеские ответы, которые скрывают некомпетентность родителей. И тогда родители в одночасье сбрасываются детьми с божественного пьедестала. Некоторые папы и мамы не хотят с этим мириться, начинают силой заставлять детей уважать себя, постоянно напоминая: я отец тебе или кто; я все-таки мать тебе и лучше знаю, что для тебя лучше и т.п. В этих случаях дети ищут себе духовных руководителей на улице. Если и не находят, то хотя бы не слышат унижений в свой адрес. Так дети живут дома, едят, пьют, спят, но душ дома нет, они дома становятся чужими.

В лучшем случае, когда родители сами, не имея знаний о духовном мире, не мешают и как-то помогают детям самим разобраться, как же он устроен. Дети в таких семьях благодарны родителям и нормально живут дома.

Талантливые дети

Труднее всех приходится талантливым детям. Родители, видя проявляющиеся способности своего ребенка, стараются развить их трудом; какой-то «великий» материалист сказал, что гением делает труд. Лучше послушать Гете: «Гением становится познавший свою судьбу или предназначение».

Главное — узнать, зачем пришла в этот мир душа, то есть цель жизни. Талантливые дети быстро схватывают материал и им не интересно слушать по несколько раз одно и то же. Они начинают болтать, мешать другим. Учитель вызывает родителей и выговаривает: какой у вас несносный, трудный ребенок. С этого момента уже никто его не понимает, все его ругают, что он трудный для всех, а он чувствует, что разумнее родителей и учителей, только не может это объяснить.

В истории описан случай с Авиценной, когда он в 4 года напомнил гостю отца строки поэмы, которые тот читал по памяти, но остановился, забыв продолжение.

Таким образом, наша духовная неграмотность создает огромные трудности в жизни детей и подростков. Это мы сами создаем условия, чтобы они шли на улицу, где их научат употреблять алкоголь и наркотики. Дети страдают от непонимания их индивидуальных душ, мы же говорим маленькому ростом: «Посмотри на этого двухметрового гиганта и стань таким же». В материальном мире ясно, что это невозможно. В духовном мире, где многообразие душ еще более велико, мы с легкостью говорим: стань, как этот. Но какой же выход из этого положения?

Задачи родителей в воспитании детей

Первая задача родителей — разглядеть душу своего ребенка, открыть вместе с ним его предназначение и помогать встать на путь к нему как можно раньше. Уделить питанию знаниями больше внимания, чем питанию материальной пищей. Построить с первых дней жизни свои отношения с ребенком, как равный с равным. В Библии неоднократно говорится: «И многие первые (родители) станут последними (после своих детей)».

Помочь детям открыть лучшие качества человека — доброту, любовь, уважение к окружающим, как братьям, к сестрам. Для этого окружить их любовью, лаской, вниманием, защищать их от нападок посторонних, как еще слабых, неспособных себя защитить, не наказывать их, только учить. Не пожалеть материальных средств на их духовное развитие, на приобретение ими знаний, тех, к которым у них лежит душа. Но главное, к 14 годам привести детей к Богу. Далее по судьбе детей, ставших взрослыми, поведет Бог-Отец.

Он будет учить, проверять, искушать, наказывать, но это только Он способен сделать наших детей гениями, это Он научит их создавать и творить, это Он научит любить и заботиться, помогать и помнить своих родителей, это Он внушит им доверить воспитание ваших внуков.

Так выглядит проблема божественного воспитания ребенка, ведь он тоже наш единоплотный, он тоже из ребра — ребренок.

Если же мы начинаем воспитание по-своему, все духовные взаимоотношения рушатся, остаются внешние маскарадные, старики мешают детям, дети хотят скорее получить наследство; а старики в обиде на детей, и так до конца, в новом поколении все повторяется.

Мы, конечно, здесь рассмотрели проблему воспитания утрировано, в жизни бывает все многообразнее, но, утрируя проблему, легче понять, где ее корни.

Если такой взгляд на воспитание вас заинтересует, появятся вопросы, свои мнения вы можете написать нам по адресу: 191023, г. Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.28-30, корпус 42, оф.8 или по эл. почте: office@intellectspb.ru

В.В. Карелин.

Вернуться к списку статей

Ссылки по теме:
Список статей